Итоги работы Якутского УФАС за 1 полугодие

В первом полугодии 2017 года в Якутское УФАС России поступило  889 жалоб, из них по антимонопольному законодательству 282, по закону о контрактной системе 607 жалоб.

Обоснованными из них признаны 255 жалоб, необоснованными 449 жалоб, возвращено 139 жалоб, выдано 254 предписаний, из них исполнено 225 предписаний.

В 1 полугодии 2017 года антимонопольной службой возбуждено 226 дел об административных правонарушениях (из них на товарных рынках, в том числе по субъектам естественной монополии 37 дел, по торговле 8, по рекламе 37, в сфере закупок 91, по нарушениям антимонопольного законодательства со стороны органов власти (должностных лиц) 27 дел), вынесено 174 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 14 722 200 рублей.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечены 120 должностных лиц, 48 юридических лиц, уплачено штрафов на сумму 4 217 494 руб.

За период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. Отделом антимонопольного контроля Якутского УФАС России рассмотрено 248 жалоб. Из указанного количества жалоб обоснованными, в том числе частично, было признано 59 жалоб, необоснованными – 169, выдано 57 предписаний, из них 52 предписания исполнены.

Для сравнения за 1-е полугодие 2016 года антимонопольным органом было рассмотрено 230 жалоб, из которых обоснованными было признано 80 жалоб, необоснованными – 121, выдано 85 предписаний. Сравнение показателей 1-х полугодий 2016 и 2017 гг. позволяет констатировать увеличение объема поступивших жалоб на 7,8%.

Количество жалоб, поступивших на действия хозяйствующего субъектов, занимающих доминирующее положение увеличилось на 27%, количество жалоб на нарушение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок, запросу предложений также увеличилось на 47% нарушений больше, чем в 2016 г. Значительно увеличилось количество жалоб на действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов или организаций, организаций, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг которые принимают акты и (или) осуществляют действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции – на 82% больше, чем в 2016 году.

Если в первом полугодии прошлого года объем жалоб, признанных обоснованными (в том числе частично) составлял 34,7%, то в первом полугодии 2017 года такой показатель составляет 24%.

В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков от 21.12.2016 № 3 под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича и поручению ФАС России о проведении проверки деятельности торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и требованию Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Управлением с 01 февраля по 01 мая 2017 года проведены внеплановые  проверки крупных торговых сетей г. Якутска (ООО «Айгуль», ООО «Таубер и К», ООО «Тимир», ООО «Ратмир Север», торговая сеть «Мясной двор» по соблюдению требований законодательства.

По итогам контрольных мероприятий установлены следующие признаки нарушения Федерального закона «О торговой деятельности»:

- части 1 статьи 9 Федерального закона «О торговой деятельности» (отсутствие обязательной информации на сайте в сети Интернет) установлены в хозяйственной деятельности ООО «Айгуль», ООО «Тимир», ООО «Ратмир Север», торговая сеть «Мясной двор».

- части 7 статьи 9 Федерального закона «О торговой деятельности» (нарушение сроков оплаты продовольственных товаров) установлены в хозяйственной деятельности ООО «Айгуль», ООО «Таубер и К», ООО «Тимир», ООО «Ратмир Север», торговая сеть «Мясной двор».

На основании проведенных внеплановых  проверок к административной ответственности по части 1 статьи 14.41 КоАП РФ за нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона «О торговой деятельности» привлечены ООО «Айгуль», ООО «Тимир», ООО «Ратмир Север» (каждый хозяйствующий субъект оштрафован на 300 000 рублей), торговая сеть «Мясной двор» оштрафован на 20 000 рублей.

Торговая сеть «Мясной двор» административный штраф в размере 20 000 рублей оплатил в полном объеме.

Административные штрафы ООО «Айгуль», ООО «Тимир», ООО «Ратмир Север» в стадии исполнения.

В целях установления фактических сроков оплаты поставленного товара в отношении ООО «Таубер и К», ООО «Тимир», ООО «Ратмир Север», торговая сеть «Мясной двор» были возбуждены административные расследования. В  ООО «Тимир» и торговая сеть «Мясной двор» нарушений в части сроков оплаты продовольственных товаров выявлено не было.

В отношении ООО «Таубер и К» административное расследование в настоящее время продолжается.

ООО «Ратмир Север» оштрафован, дело рассматривается в Арбитражном Суде РС (Я).

Также в ходе проведения контрольных мероприятий были установлены нарушения части 2 статьи 9 Федерального закона «О торговой деятельности» хозяйствующими субъектами, осуществляющие поставку продовольственных товаров в торговые сети, а именно ООО «Хатасский свинокомплекс», ОАО «Якутская птицефабрика», у них отсутствовала необходимая информация, в том числе о качестве и безопасности поставляемой продукции.

ОАО «Якутская птицефабрика» оплатила административный штраф в полном объеме. Штраф ООО «Хатасский свинокомплекс» на стадии исполнения.

За период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. Отделом контроля закупок Якутского УФАС России рассмотрено 607 жалоб.

Из указанного количества жалоб обоснованными, в том числе частично, было признано 190 жалобы, необоснованными – 252, отозвано – 50 жалоб, возвращено – 115 жалоб.

Для сравнения за 1-е полугодие 2016 года антимонопольным органом было рассмотрено 548 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, из которых обоснованными, в том числе частично была признано 184 жалобы, необоснованными – 202, возвращено – 118, отозвано – 44 жалобы.

Сравнение показателей 1-х полугодий 2016 и 2017 гг. позволяет констатировать увеличение объема поступивших жалоб на 11%.  

Количество жалоб, поступивших на действия муниципальных заказчиков/уполномоченных органов/комиссий осталось практически неизменным, количество жалоб на действия при осуществлении закупок, финансируемых из республиканского бюджета, увеличилось на 15%, финансируемых из федерального бюджета – увеличилось на  45%.

Если в первом полугодии прошлого года объем жалоб, признанных обоснованными (в том числе частично) составлял 31%, то в первом полугодии 2017 года такой показатель составляет 34%.

Увеличилось на 52% и 5% соответственно, количество закупок, проведенных с нарушениями законодательства о контрактной системе, осуществляемых федеральными и республиканскими заказчиками. Соответствующий показатель улучшился у заказчиков, осуществляющих закупки из муниципального бюджета – уменьшение количества закупок, проведенных с нарушениями, составило 13%.

Значительно увеличилось (на 84%) количество нарушений, допускаемых заказчиками федерального уровня, вместе с тем, количество нарушений, допускаемых заказчиками муниципального уровня, по отношению к показателям 2-го квартала 2016 года, снизилось на 6%.

За первое полугодие 2017 года антимонопольным органом выдано 161 предписание об устранении допущенных заказчиками, уполномоченными органами, комиссиями по осуществлению закупок, нарушений законодательства о контрактной системе.

Это на 10% меньше  количества предписаний, выданных в течение 1-го полугодия 2016 года (тогда было выдано 179 предписаний).

Вместе с тем мы отмечаем возросшее количество допускаемых нарушений, так, за первое полугодие 2017 года антимонопольным органом выявлено 638 нарушений законодательства о контрактной системе, в течение первого полугодия 2016 года таких нарушений было установлено 588.

Значительно увеличилось количество нарушений по нарушению порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя) (на 80%) и по нарушению порядка отбора участников закупок (на 46%).

В отчетном периоде 2017 года Якутским УФАС России в рамках исполнения государственных полномочий надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе на подведомственной территории рассмотрено 33 заявления, в котором указываются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. По 8 фактам, указанным в заявлениях, возбуждены дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Всего возбуждено и рассмотрено  31 дело по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе рассмотрения, данных дел пресечено 86 нарушений требований Федерального закона «О рекламе», по итогам рассмотрения которых,  принято 30 решений о признании нарушения законодательства о рекламе.

Всего за первое полугодие  2017 года, территориальным органом по итогам рассмотренных дел выдано 36 обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, все предписания, кроме двух,  были исполнены.

В отношении двух субъектов  рекламодателей и рекламораспространителей, не исполнивших предписание в установленные в предписании сроки, возбуждены административные дела по части 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, индивидуальные предприниматели привлечены к штрафу в размере 34 000 рублей, каждый  субъект по 12 000 рублей. 

Всего за первое полугодие 2017 года,  возбуждено 37 дел об административных правонарушениях, по результатам, рассмотрения которых вынесено 24 предупреждения субъектам правонарушения, 13 постановлений об административном правонарушении, предусмотренных ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении 9 должностных лиц, включая индивидуальных предпринимателей и 4 юридических лиц на общую сумму 568 000 рублей. За размещение рекламы на дорожных знаках, в отношении гражданки  Д.,  вынесено постановление об административном правонарушении на сумму 2000 рублей,  по ст. 14.38  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наибольшее число нарушений в 2017 году, связано с распространением ненадлежащей рекламы дистанционной  продажи товаров с нарушением статьи 8 Федерального закона «О рекламе», так в рекламе товаров (пищевой продукции), реализуемых  дистанционным способом  продажи без прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора купли-продажи, отсутствуют сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Объектом рекламирования в данном случае выступает готовая продукция, реализуемая посредством заказа по телефону, или вне организации  общественного питания, указание  в рекламе номера телефона, сайта, способствует их продвижении на рынке.

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ №612 от 27.09.2007 г., продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п. 20 названных Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Из указанной нормы следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.

В пункте 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

Указанная выше реклама предлагает покупателю товары, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар (дистанционный способ торговли).

Согласно статье 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Существенно возросло количество рекламы о привлечении денежных средств на долевое участие в строительстве жилья, так в рекламе не указывают сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной Законом о рекламе. А также фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение.

Кроме того с 1 января 2017 г. вступили в силу требования недопущении распространения рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, до получения заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В первом полугодии 2017 года в Якутском УФАС России было рассмотрено 11 жалоб, связанных с операциями недвижимого имущества, включая предоставление в аренду земельных участков, 8 из них признаны обоснованными, 2 необоснованными, 1 возвращена. Было выдано 3 предписания, 2 исполнено, 1 на стадии исполнения.

Поступили следующие жалобы:

1) Жалоба физического лица на действия организатора торгов Окружную администрацию города Якутска при организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Пирогова, под объекты здравоохранения (1092 кв. м.) (извещение № 231216/1020468/03).

Окружная администрация «Город Якутск» при организации открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Пирогова, под объекты здравоохранения (1092 кв. м.) выставило предметом аукциона земельный участок, на котором расположены сооружения, принадлежащие физическому лицу, в нарушение требований пункта 8 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ. Так же, один из доводов жалобы указывает на отсутствие сведений о плате за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения. Довод заявителя в этой части является обоснованным, и организатором торгов ОА «Город Якутск» нарушены требования подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.

Комиссия Якутского УФАС России выдала предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов. Предписание было исполнено.

2) Жалоба участника торгов на действия организатора торгов Администрации МО «Мюрюнский наслег» Усть-Алданского улуса РС(Я) при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РС(Я), Усть-Алданский улус, Мюрюнский наслег, с. Борогонцы, ул. Лонгинова 31. (Извещение № 251216/11452225/07).

УФАС РС (Я) установлено отсутствие регламентированного Администрацией порядка проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу с.Борогонцы, ул.Лонгинова 31, указание в извещении на порядок проведения торгов является обязанностью организатора торгов. Отсутствие в извещении о торгах обязательных сведений, предусмотренных законом, является существенным нарушением порядка проведения торгов. Таким образом, отсутствие в извещении порядка проведения аукциона приводит к нарушению прав и законных интересов участников аукциона, а также является нарушением части 18, пункта 3 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ.

3) Жалоба участника торгов на действия организатора торгов Администрации МО «Мюрюнский наслег» Усть-Алданского улуса (района) РС(Я) при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РС(Я), Усть-Алданский улус, Мюрюнский наслег, с. Борогонцы, ул. Лонгинова 29 (Извещение №251216/11452225/06).

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в Протоколе  «Об итогах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков на территории МО «Мюрюнский наслег», размещенном на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, отсутствуют:

-  сведения о последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

- наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

- сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).

Таким образом, организатор торгов нарушил часть 15 статьи 39.12 ЗК РФ в части неопубликования обязательных сведений протокола о результатах аукциона на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

4) Жалоба участника торгов на действия организатора торгов - Администрации МР «Горный улус» РС (Я) по нарушению порядка определения победителя в открытом аукционе «на право заключения договора аренды земельного участка» (Извещение №200217/14815028/01), В Аукционной документации указаны сроки и условия заключения договора, а именно:

 - договор аренды заключается между Муниципальным районом «Горный улус», в лице Главы муниципального района «Горный улус» и победителем аукциона либо единственным принявшем участие в аукционе участником в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.

Таким образом, организатор торгов нарушил часть 20 статьи 39.12 Земельного Кодекса Российской Федерации. Не допускается заключение договоров с победителем аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

5) Жалоба участника торгов на действия организатора торгов на организатора торгов МБУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Усть-Янский улус (район)» РС (Я)» при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (Извещение № 270417/6093165/01).

Комиссия Якутского УФАС России, приходит к выводу о том, что организатором торгов нарушены требования пункта 4 статьи 39.12 ЗК РФ, а именно дата окончания приема заявок (приема документов) по всем лотам прекращается за три дня до дня проведения аукциона.

Так же Комиссией установлены следующие противоречия в установленных датах:

- дата рассмотрения заявок по лоту №3 установлена после даты проведения аукциона, что противоречит требованиям пункта 9 статьи 39.12 ЗК РФ, согласно которому к участию в аукционе допускаются только те участники, заявки которых были рассмотрены и допущены организатором аукциона, т.е. организатор аукциона не мог и не имел права проводить аукцион без проведенной процедуры допуска к участию в аукционе;

- срок внесения задатка по лоту №1 установлен после даты проведения аукциона, что так же противоречит пункту 4 статьи 39.12 ЗК РФ о необходимости прекращения приема документов не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.

Таким образом, Организатором торгов при установлении даты окончания приема заявок, даты рассмотрения заявок по лоту №3, сроку внесения задатка по лоту №1 нарушены требования пункта 4 статьи 39.12 ЗК РФ и пункта 9 статьи 39.12 ЗК РФ.

6) Жалоба участника торгов на действия организатора торгов Администрацию МО «Город Ленск» Ленского района РС (Я) при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под строительство многоквартирного дома, находящегося в государственной собственности (Извещение № 140417/10030213/01). Комиссия Якутского УФАС России признала Администрацию МО «Город Ленск» Ленского района РС (Я) нарушившим пункт 4 части 8 статьи 39.11, пункт 4 части 21 статьи 39.11, часть 15 статьи 39.12, часть 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно администрация МО «Город Ленск» Ленского района РС (Я) выставила земельный участок на торги, не указав в извещении и протоколе обязательную информацию, заключила договор аренды земельного участка раньше установленных сроков.

7) Жалоба участника торгов на действия Администрации МО «Сунтарский наслег» МР «Сунтарский улус» при организации и проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, общей площадью 200253 кв.м., местоположение: РС (Я), Сунтарский улус, Сунтарский наслег, урочище «Турагас саната» (Извещение №180417/12139229/01).

В нарушение п.16 ст.39.12 ЗК РФ Протокол об итогах проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 23.05.2017г. на официальном сайте РФ Администрацией не опубликован.

Таким образом, организатором торгов Администрацией нарушен порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в части требований, предъявляемых пунктами 9, 16 статьи 39.12 ЗК РФ.

Комиссия Якутского УФАС России выдала предписание о повторном проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка

8) Жалоба участника торгов на действия организатора торгов Администрации городского поселения «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, местоположение: РС(Я), г. Нерюнгри, п.Серебряный Бор (Извещение №261116/7174549). Антимонопольный орган приходит к выводу о нарушении ответчиком порядка организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества, в частности сроков размещения протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, установленных ч.9 ст.39.12 ЗК РФ. Комиссия Якутского УФАС России выдала Поселковой администрации городского поселения «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений порядка организации и проведения торгов. Предписание исполнено.

9) Жалоба участника торгов на действия Управления муниципальных закупок Окружной администрации города Якутск при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. П.Алексеева, д.2, корп. 5А, под парковку без капитального строительства (345 кв.м.) (Извещение от 25.11.2016г. на официальном сайте Окружной администрации городского округа «Город Якутск» www.якутск.рф). Участником торгов была подана заявка на участие в данном открытом аукционе, которую комиссия уполномоченного органа отклонила, т.к. заявитель подал заявку на участие по адресу, указанному как место приема заявок для осмотра земельного участка на местности, а не по адресу, установленному в Извещении - место приема заявок на участие в аукционе. Жалоба признана необоснованной.

10) Жалоба участника торгов на действия Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска при организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РС(Я), г.Якутск, ул.Красильникова 24/1, квартал «14», под обслуживание автотранспорта (1144кв.м.) (Извещение от 30.05.2017г. на официальном сайте Окружной администрации г.Якутска www.якутск.рф). По мнению заявителя, заказчиком на официальном сайте размещен градостроительный план земельного участка неутвержденной формы и  ненадлежащего правового статуса. Жалоба признана необоснованной.