• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

О результатах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) при осуществлении контроля закупок для государственных и муниципальных нужд за 8 месяцев 2017 года

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Якутское УФАС России сообщает об итогах работы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 8 месяцев 2017 года.

За период с 01.01.2017 г. по 31.08.2017 г. Отделом контроля закупок Якутского УФАС России рассмотрено 843 жалобы.

Из указанного количества жалоб обоснованными, в том числе частично, было признано 267 жалоб (32%), необоснованными – 352 (42%), отозвано – 72 (8%), возвращено – 152 жалобы (18%).

Из общего количества жалоб 355 поступили на действия заказчиков, комиссий, уполномоченного органа осуществленные при закупках, проводимых государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в том числе 1 жалоба поступила по закупке, в которой Госкомитет выступал заказчиком.

Из общего количества жалоб, поданных на закупки, проводимые Госкомитетом, 57 жалобы (16%) признаны обоснованными, в том числе частично, 196 (56%) – необоснованными, 65 (18%) – возвращены, 37 (10%) – отозваны.

Из указанного количества жалоб, поступивших на действия Госкомитета, в 184-х жалобах обжаловались действия комиссии по осуществлению закупок по недопуску к участию в закупке, признанию заявки не соответствующей требованиям документации, признанию соответствующими требованиям документации/допуску к участию в закупке заявок иных участников закупки, несоблюдению установленного порядка оформления документов, составляемых при осуществлении закупок.

Из 184-х жалоб, поступивших на действия комиссий Госкомитета, 12 жалоб (6%) признаны обоснованными, в том числе частично, 125 (68%) – необоснованными, 33 (18%) – возвращены 14 (8%) – отозвано.  

За 8 месяцев 2017 года Якутским УФАС России выдано 209 предписаний, в том числе по закупкам, проводимым Госкомитетом – 66.

Предписания выдаются по итогам рассмотрения жалоб участников закупки, а также по результатам внеплановых проверок закупок, проводимых Комиссией Якутского УФАС России, одновременно с рассмотрением жалоб.

 

Обращаем внимание на частые случаи не допуска к участию в закупке/признанию не соответствующими требованиям документации заявок надлежащих участников закупок, и допуску к участию в закупках, признанию соответствующими заявок ненадлежащих участников закупки.

Так, при проведении электронных аукционов на: поставку дезинфекционных средств для нужд ГБУ «Айхальская городская больница»; поставку расходных материалов для нужд ГБУ РС(Я) «Якутская городская клиническая больница»; выполнение строительно-монтажных работ на условиях «под ключ» по объекту: «Многофункциональный спортивный зал в с.Амга Амгинского улуса» для нужд ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)»; поставку товаров по формированию доступной среды для нужд ГБУ РС(Я) «Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта»; поставку наркозно-дыхательного аппарата для нужд Министерства здравоохранения РС(Я); поставку детского питания (целевого) для нужд ГБУ РС (Я) «Детская городская больница» комиссией Госкомитета были неправомерно отклонены от участия в электронных аукционах участники закупок, представившие в первых частях своих заявок сведения, соответствующие требованиям аукционных документаций.

При проведении закупки на поставку продуктов питания мяса свинины полутушами для нужд ГБУ РС(Я) «Олекминский психо-неврологический интернат» напротив, комиссия Госкомитета, рассмотрев первые части заявок участников закупки, неправомерно допустила к участию в электронном аукционе участника закупки, заявка которого не соответствовала требованиям аукционной документации и должна была быть отклонена.

При проведении электронных аукционов на: оказание услуг по уборке прилегающей территории для нужд ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)»; поставку и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций РС(Я) в 2017 году для нужд Минобразования РС(Я); монтаж пожарной сигнализации для нужд ГБУ РС (Я) «Республиканская больница № 2 - Центр экстренной медицинской помощи»; поставку медицинского оборудования для нужд ГБУ РС(Я) «Таттинская ЦРБ» комиссия Госкомитета неправомерно признала вторые части заявок участников электронных аукционов не соответствующими требованиям аукционных документаций.

При проведении открытого конкурса на выполнение работ по созданию топографических планов масштаба 1:1000 на территории населенных пунктов Республики Саха (Якутия) для нужд Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) комиссия Госкомитета неправомерно признала не соответствующей требованиям конкурсной документации заявку участника закупки; а при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации «Реконструкция подъездной автомобильной дороги от 588-й автомобильной дороги «Вилюй» до с. Сыдыбыл» для нужд Администрации муниципального района «Вилюйский улус» РС(Я), напротив, признала соответствующей требованиям конкурсной документации заявки участников закупки, в которых отсутствовали требуемые конкурсной документацией документы.

Во всех перечисленных случаях Якутское УФАС России восстановило нарушенные права участников закупок путем выдачи обязательных для исполнения предписаний.

Отдельно хочется остановиться на обстоятельствах дела, рассмотренного по жалобе участника закупки, обжаловавшего действия комиссии Госкомитета по отклонению его заявки на участие в электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ на условиях «под ключ» по объекту: «Многофункциональный спортивный зал в с. Амга Амгинского улуса» для нужд ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия). 

Указанная жалоба была признана необоснованной, однако при проведении внеплановой проверки процедуры осуществления закупки Якутским УФАС России было установлено, что комиссия Госкомитета необоснованно признала соответствующей требованиям аукционной документации первую часть заявки и допустила к участию в электронном аукционе участника закупки, признанного впоследствии победителем закупки, также были установлены нарушения заказчика ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я)», допущенные при составлении аукционной документации.

В целях установления допущенных комиссией и заказчиком нарушений Якутским УФАС было выдано предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе электронного аукциона и внесении изменений в аукционную документацию.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, участник закупки неправомерно допущенный к участию в электронном аукционе и признанный впоследствии его победителем, обжаловал его в судебном порядке.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поддержал позицию Якутского УФАС России, оставив решение в силе и отказав в удовлетворении заявленных участником закупки требований.

 

Среди наиболее часто встречающихся нарушений законодательства о контрактной системе, установленных по результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок закупок, проводимых Госкомитетом, следует выделить следующие:

- необъективное описание объектов закупок. К таким нарушениям следует отнести установление требований об излишне детализированном описании участниками закупок в своих заявках компонентов, из которых состоит товар, предлагаемый к поставке/используемый при выполнении работ, его химического состава, свойств товара, которые становятся известными при проведении определенных испытаний; неразмещение в единой информационной системе проектной/технической документации, в том случае, если предметом закупки являются работы по ремонту/строительству/реконструкции; установление в описании объекта закупки требований к товарным знакам, наименованиям производителей, наличии у участников закупок определенных производственных мощностей и пр.; 

- процедурные нарушения, допускаемые членами комиссий по осуществлению закупок. К таким нарушениям относятся действия членов комиссий по несоблюдению требований Закона о контрактной системе в части совершения действий, предписанных Законом – правильному оформлению протоколов, составляемых в ходе проведения закупок; осуществлению аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками; принятию решений о соответствии/несоответствии заявок требованиям документации и пр.

 

Следует отметить, что несмотря на то, что нововведения законодательства о контрактной системе, касающиеся планировании деятельности заказчика в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вступили в силу с начала 2017 года, заказчики допускают нарушения в части исполнения указанных требований.

Так, Якутским УФАС России по обращению Управления Федерального казначейства, указывающего на несоответствие информации, размещенной заказчиками в планах-графиках закупок и извещениях об осуществлении закупок, проведено 42 внеплановые проверки действий заказчиков.

По итогам указанных проверок в действиях 40 заказчиков установлены нарушения законодательства о контрактной системе, выразившиеся в осуществлении закупок, условия которых не соответствуют условиям, указанным заказчиками в планах-графиках.