Об итогах работы Якутского УФАС России за 2011 год

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Место проведения: город Якутск, ул.Аммосова, 18, конференц-зал Главного государственного инспектора по Республике Саха (Якутия)

Дата проведения: 06 марта 2012 года

 

Тема пресс-конференции: «Об итогах работы Якутского УФАС России за 2011 год и планах на текущий год»

01 марта 2012 года ФАС России завершила работу по расчету итогов работы за 2011 год. Якутское УФАС России заняло 11 место в рейтинге качества работы среди других 82 территориальных органов ФАС России.

 

Выступали:

1.             «Особенности работы Якутского УФАС России в отчетном периоде» Игнатьев Юрий Алексеевич, руководитель;

2.             «Информация об итогах работы в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства в 2011 году», Ярыгина Ольга Александровна, заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного отдела Якутского УФАС России;

3.            «Информация об итогах работы в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополий и антимонопольного контроля за действиями субъектов естественных монополий и государственного надзора в сфере рекламы в 2011 году», заместитель руководителя – Фиранский Сергей Станиславович, начальник отдела естественных монополий и рекламы;

4.       «О результатах деятельности Якутского УФАС России при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов за 2011 год», Кырбасов Василий Павлович, заместитель начальник отдела контроля размещения государственного заказ и антимонопольного контроля органов власти.

Особенности работы Якутского УФАС России в отчетном периоде

По итогам работы за 2011 год по осуществлению государственного контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также соблюдения законодательства, регламентирующего деятельность в сфере естественных монополий, рекламы, размещения государственных (муниципальных) заказов, к характерным особенностям деятельности Управления можно отнести следующее:

-  увеличение по сравнению с прошлым годом количества возбужденных дел по результатам рассмотрения заявлений, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства (в 2011- 70, в 2010 г. – 45), вероятной причиной роста данного показателя является повышение эффективности работы Управления по адвокатированию конкуренции, а именно качества данной работы. Поскольку снижение доли отказов заявителям в общем объеме поступивших заявлений (в 2011 г. – 63,3 %, в 2010 г. – 71,9 %)  по сравнению с уровнем прошлого года свидетельствует о  повышении  качественного уровня доказательственной базы, как представляемой заявителями, так и собираемой Управлением в процессе рассмотрения заявлений.

- количество выявленных нарушений по отдельным статьям Закона «О защите конкуренции» увеличилось (с учетом нарушений, установленных при рассмотрении дела и  устраненных в добровольном порядке). Так по статье 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» нарушения выявлены в количестве – 31 (в 2010 г. – 13), по статье 14 нарушения выявлены в количестве – 8 (в 2010г. - 4), по  статье 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти, государственных внебюджетных фондов, Банка России» - 14 нарушений (в 2010 г.– 4), по статье 17 «Антимонопольные требования к торгам» - 21 нарушение (в 2010 г. –4), по статье 18 «Особенности заключения договоров с финансовыми организациями» - 8 нарушений (в 2010 - 2), по статье 35 «Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов» - 7 нарушений (в 2010 - 0).

- направленность работы, в первую очередь, на устранение нарушений с момента их выявления  до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

- достигнуты повышение информационной открытости антимонопольного органа, путем роста опубликования материалов на сайте территориального управления на 43 %, повышение числа упоминаний о ФАС России и территориальном органе, а также количество публикаций о деятельности территориального управления в печатных и интернет-СМИ на 36 %, повышение уровня взаимодействия с общественными организациями на 10 %. Расширены механизмы адвокатирования конкуренции путем издания печатной продукции и распространения социальной рекламы.

- подписано 21 апреля 2011 года Соглашение между Федеральной антимонопольной службой и Правительством Республики Саха (Якутия), направленное на создание условий для развития конкуренции на территории республики - с первым субъектом на территории Дальневосточного Федерального округа.

Информация об итогах работы в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства в 2011 году

В 2011 году в рамках  осуществления государственного контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства отделом антимонопольного контроля рассмотрено 128 заявлений (в 2010 г. - 84), по  результатам рассмотрения которых:

- возбуждено 47 дел о нарушении АМЗ  (в 2010 г. - 26);

- в 74 случаях (в 2010 г. - 58) заявителям отказано в возбуждении дела о нарушении требований антимонопольного законодательства по причине  отсутствия признаков нарушений.

- по 7 заявлениям нарушения устранены до возбуждения дела.

Дела о нарушениях АМЗ, возбуждаемые по инициативе Управления, как правило, основываются на материалах проводимых плановых и внеплановых проверок. В 2011 году по инициативе отдела возбуждено 23 дела о нарушении требований АМЗ (в 2010 году 16 дел).

Всего за отчетный период отделом возбуждено 70 дел (в  2010 году 42) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых установлено 63 (в 2010 году 26) нарушения требований Закона «О защите конкуренции»,  из них:

1) по статье 10  Закона «О защите конкуренции» - 12 нарушение (в 2010 г. - 1);

2) по статье 11  Закона «О защите конкуренции»  -  3 нарушения (в 2010 г. - 8).

3) по статье 14  Закона «О защите конкуренции»  - 8 нарушений (в 2010 г. - 4). Увеличение количества дел в 2 раза связано с поступлением заявлений страховых компаний в отношении действий конкурентов при участии в конкурсах на право заключения договоров страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 4) по статье 15  Закона «О защите конкуренции» - 11 нарушений (в 2010 г. - 3);

5) по статье 16  Закона «О защите конкуренции» -  1 нарушение (в 2010 г. - 3);

6) по статье 17  Закона «О защите конкуренции» - 21 нарушение (в 2010 г. - 4),  1 дело прекращено в связи с добровольным устранением нарушения;

7) по статье 18  Закона «О защите конкуренции» - 1 нарушение (в 2010 г. -  2), 4 дела прекращено в связи с добровольным устранением нарушения.

8) по статье 35  Закона «О защите конкуренции» - 7 нарушений (в 2010 г. -  0).

По результатам рассмотрения дел о нарушениях АМЗ, при принятии решений о признании нарушений, отделом выдано 67 предписаний об устранении выявленных нарушений (в 2010 г. – 42). Из общего количества выданных предписаний исполнено 48, что составляет 71,64%.

В отчетном периоде иски в суд  без возбуждения дела о нарушении АМЗ не подавались.

По структуре выявленных нарушений в разрезе статей Закона «О защите конкуренции»  практически по всем статьям Закона «О защите конкуренции» наблюдается рост количества выявленных нарушений по отношению к  уровню  2010 года, за исключением статей 11, 16 Закона «О защите конкуренции».

Пресечение нарушений антимонопольного законодательства в практике работы Управления, как правило, имеет место при рассмотрении дел о нарушении АМЗ в тех случаях, когда с момента возбуждения дела по признакам нарушения АМЗ до принятия решения антимонопольного органа нарушение устраняется ответчиком по делу в добровольном порядке.

Применение мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В отчетном периоде Управлением было возбуждено 160 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесено 124 постановления о наложении штрафов.

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 49 607 тыс. руб. За отчетный период исполнено 108 постановлений о наложении административного штрафа, из них: 32 -  выданных в предыдущих периодах, 76  - выданные в отчетном периоде. Общая сумма исполненных постановлений о наложении административного штрафа составила 21 207  тыс. руб., находятся на стадии исполнения 44 постановления.

В отчетном периоде обжаловано в суд 13  постановлений. Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) отменено 1 постановление.

Показатель исполнения выданных постановлений о наложении административного штрафа по отношению к  общему количеству выданных постановлений составил 75,61 %.

В 2011 году постановления о дисквалификации в отношении должностных лиц в суд не направлялись.

Информация об итогах работы в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополий и антимонопольного контроля за действиями субъектов естественных монополий и государственного надзора в сфере рекламы в 2011 г.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях и антимонопольный контроль за действиями субъектов естественных монополий.

В 2011 году по сравнению с уровнем прошлого года отмечается значительный рост количества рассмотренных заявлений, поступивших от физических лиц - на 57 процентов (в 2010 г. – 21, в 2011 г. – 33), снижение количества рассмотренных заявлений, поступивших от органов исполнительной власти – в 3 раза (в 2010 г. – 13, в 2011 г. – 4), от представителей законодательного органа региона (в 2010 г. – 3, в 2011г. – 2), увеличение обращений органов прокуратуры (в 2010 г. – 2, в 2011г. – 6).  

В 2011 году в рамках  осуществления государственного контроля засоблюдением требований антимонопольного законодательства, рассмотрено 82 заявления (в 2010 г. - 76), по  результатам рассмотрения которых:

- возбуждено 23 дела о нарушении антимонопольного законодательства  (в 2010 г. - 19);

- в 59 случаях (в 2010 г. - 57) заявителям отказано в возбуждении дела о нарушении требований антимонопольного законодательства по причине  отсутствия признаков нарушений.

Дела о нарушениях антимонопольного законодательства, возбуждаемые по инициативе антимонопольного органа, как правило, основываются на материалах проводимых плановых и внеплановых проверок. В 2011 году по инициативе Управления возбуждено 14 дел о нарушении требований антимонопольного законодательства.

Всего за отчетный период антимонопольным органом возбуждено 37 дел (в 2010 г. 19) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых выявлены 31 нарушения требований Закона «О защите конкуренции» (в 2010 г. 13),  из них:

1) по статье 10  Закона «О защите конкуренции» - 19 нарушений (в 2010 г. - 12), при этом дела о нарушениях антимонопольного законодательства по 12 фактам нарушений (2010 г. – 4) прекращены в связи с добровольным их устранением;

2) по статье 11  Закона «О защите конкуренции»  -  1 нарушение (в 2010 г. - 0);

3) по статье 15  Закона «О защите конкуренции» - 3 нарушения (в 2010 г. - 1);

4) по статье 17  Закона «О защите конкуренции» - 1 нарушение (в 2010 г. - 0);

5) по статье 18  Закона «О защите конкуренции» - 7 нарушений (в 2010 г. -  0);

По результатам рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, антимонопольным органом выдано 12 предписаний об устранении выявленных нарушений (в 2010 г. – 9).Наблюдается рост показателя количества выданных предписаний об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства в отчетном периоде на 33%.

Пресечение нарушений антимонопольного законодательства в практике работы антимонопольного органа, как правило, имеет место при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в тех случаях, когда с момента возбуждения дела по признакам нарушения до принятия решения нарушение устраняется ответчиком по делу в добровольном порядке. Так в 2011 году устранено 20 нарушений, в том числе по статьям Закона «О защите конкуренции»:

- по статье 10 «Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» 12 нарушений: в части навязывания невыгодных условий договора -2 нарушение, необоснованное сокращение или прекращения производства товара - 2 нарушения, по «прочим нарушениям» -8 нарушений допущенные субъектами естественных монополий;

-  по статье 17 «нарушение порядка определения победителя торгов» - 1 нарушение, допущенное субъектом естественных монополий на рынке аэропортовых услуг;

- по статье 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия органов власти и местного самоуправления, государственных  внебюджетных фондов. Банка России» - 3 нарушение, допущенное ГКЦ-РЭК Республики Саха (Якутия) при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

- по статье 18 «Нарушение порядка отбора финансовых организаций» - 4 нарушений, выявленное по результатам плановых выездных проверок, проведенных в субъекте естественных монополий ОАО «Сахаэнерго», устраненное в добровольном порядке в процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По видам рынков, на которых были выявлены нарушения антимонопольного законодательства в 2011 г., основной сферой нарушений остается область естественно-монопольной деятельности хозяйствующих субъектов. В отчетном периоде 19 из 24 дел, возбужденных антимонопольным органом по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в отношении хозяйствующих субъектов, приходятся на субъекты естественных монополий в сфере электроэнергетики, газоснабжения. Таким образом, наиболее активной сферой, с точки зрения допущенных  хозяйствующими субъектами нарушений по статье 10 Закона «О защите конкуренции», на территории Республики Саха (Якутия) по-прежнему являются естественно-монопольные рынки.

Государственный надзор в сфере рекламы

В отчетном периоде 2011 года антимонопольным органом в рамках исполнения государственных полномочий по надзору в сфере рекламы рассмотрено 92 факта, указывающих на событие нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.По 73 из них возбуждено 60 дел, по итогам, рассмотрения которых:

- 3 дела было прекращено,

- по 57 делам приняты решения о признании нарушений.

Вынесено 37 постановлений о наложении административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного  статьей  14.3 КоАП РФ на общую сумму 1 397 000  рублей.Сумма взысканных штрафов на начало 2012 г. составила 718 250 рублей. 

Наиболее распространенные нарушения законодательства о рекламе, встречающиеся в 2011 г.: 

  1. Нарушение общих требований к рекламе финансовых услуг (часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе») – 31,5 % от общего количества выявленных нарушений;
  2. Нарушение требований к рекламе медицинских услуг, лекарственных средств, методов лечения (часть 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе») – 20,5 % от общего количества выявленных нарушений;
  3. Отсутствие в рекламе части существенной информации (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе») – 12,3 % от общего количества выявленных нарушений;
  4. Нарушение требований СМИ при распространении рекламы в периодических печатных изданиях (статья 16 Федерального закона «О рекламе») – 10,9 % от общего количества выявленных нарушений;
  5. Нарушение требований к рекламе алкогольной продукции (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе») – 9,5 % от общего количества выявленных нарушений.

О результатах деятельности Якутского УФАС России при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов

за 2011 год

Осуществление контроля соблюдения законодательства при размещении заказов путем проведения проверок.

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) контроль за соблюдением требований законодательства РФ о размещении заказов осуществляется путем проведения плановых проверок и внеплановых проверок, осуществляемых в случае поступления информации о нарушении законодательства о размещении заказов.

Всего, в течение 2011 года, Якутское УФАС России проведено 17 проверок, в том числе:

-          11 плановых проверок;

-          1 внеплановая проверка размещения заказов для федеральных нужд, нужд федеральных бюджетных учреждений;

-          1 внеплановая проверка размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации, нужд бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации;

-          4 внеплановых проверок размещения заказов для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений.

Всего в 2011 году при проведении проверок Якутским УФАС России проверено 321 размещаемых заказов. Из них в 283 случаях (88 %) выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов. По результатам проведения проверок заказчикам выдано 9 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов. При проведении проверок выявлено 919 нарушений законодательства о размещении заказов.

В 2011 году количество проверенных заказов по сравнению с 2010 годом увеличилось на 4,6 %.

Обжалование действий (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, операторов электронных площадок, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий

В целях защиты прав и законных интересов участников размещения заказов ФАС России осуществлялось рассмотрение жалоб участников размещения заказов в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.

В 2011 года в Якутское УФАС России поступило 553 жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Из поступивших жалоб 28 поданы при размещении заказов для федеральных нужд и нужд федеральных бюджетных учреждений, 306 – при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации и нужд бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, 219 – при размещении заказов для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений. 

На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов органами ФАС России возвращено заявителям 116 жалоб. Кроме того, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов 49 жалоб отозваны заявителями.

При этом причинами возврата жалоб являлись:

- невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований статьи 58 Закона о размещении заказов, в том числе отсутствие в составе жалоб сведений, предусмотренных Законом  о размещении заказов;

- невыполнение участниками размещения заказов требования части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов - подача жалобы на положение документации о торгах или извещения о проведении запроса котировок после окончания срока подачи заявок на участие в торгах, котировочных заявок.

В результате рассмотрения по существу в 2011 года обоснованными признаны 233 жалобы, что составляет 60 % от общего количества рассмотренных жалоб. В аналогичном периоде 2010 года обоснованными признано 207 жалоб, что составляет 63 % от общего количества рассмотренных жалоб.

По результатам рассмотрения жалоб в 2011 году выдано 201 предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, в аналогичном периоде 2010 года – 207 предписаний. При этом из общего количества выданных предписаний исполнено 100 % от общего количества выданных предписаний.

Таким образом, доля жалоб, признанных ФАС России обоснованными, уменьшилась: в 2010 году обоснованными признаны 63 % рассмотренных жалоб, в 2011 – 60 % рассмотренных жалоб, что свидетельствует о сокращении количества нарушений, допускаемых заказчиками, уполномоченными органами, специализированными организациями, конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями при проведении процедур размещения заказов.

Также можно отметить, что предприниматели в связи с тем, что стали чаще прибегать к административной процедуре обжалования. Так в 2011 году на 12 % увеличилось количество поступивших жалоб в Якутское УФАС России по сравнению с 2010 годом, на 10 % увеличилось количество жалоб рассмотренных по существу.

Указанное увеличение количества жалоб связано, в том числе, с вводом в эксплуатацию с 1 января 2011 года единого официального сайта www.zakupki.gov.ru, на котором публикуется информация о всех заказах, размещаемых на территории Российской Федерации. Это позволяет всем заинтересованным лицам находить интересующие их заказы и в случае выявления в них нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов эффективным образом защищать свои права и законные интересы.

 

Рассмотрение обращений о согласовании способа размещения заказов, а также уведомлений о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

 

Согласование размещения заказов путем проведения закрытого конкурса, аукциона, а также у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется ФАС России в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124 «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)».

При рассмотрении поступающих от заказчиков обращений, о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), ФАС России осуществляет проверку соблюдения заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедур размещений заказов в форме торгов, запросов котировок, признанными несостоявшимися и ставшими основанием для обращений.

Всего в 2011 году Якутским УФАС России рассмотрено 87 уведомления о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).Нарушений Закона о размещении заказов не выявлено.

Всего в 2011 году Якутское УФАС России рассмотрено 238 обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По результатам рассмотрения указанных обращений заказчиками получено согласование ФАС России в 168 (71 %) случаях.

Административная практика.

Всего в 2011 году Якутским УФАС России возбуждено 61 дело об административных правонарушениях.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях Якутским УФАС России вынесено 41 постановление о наложении административного штрафа на общую сумму 816 тыс. руб., в том числе 60,0 тыс.руб. – на органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), 756,0 тыс.руб. – на органы местного самоуправления.

Наибольшее количество постановлений о наложении штрафов за 2011 год выдано за нарушение статьи 19.7.4 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений и документов (44%) и  части 2 статьи 7.30 КоАП РФ за нарушение порядка размещения заказа (39%).

Ведение реестра недобросовестных поставщиков.

Федеральной антимонопольной службой осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».

За 2011 год Якутским УФАС России рассмотрено 80 обращений государственных (муниципальных) заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, из которых 7 недобросовестных поставщиков включены в реестр недобросовестных поставщиков Российской Федерации:

ООО «Северная звезда», ООО «КАС», ООО «МаксиГрупп», ИП Атласов Юрий Николаевич, ЗАО «НТК-строй», ООО «Спецремонт», ООО «Техника».

 

Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации

о размещении заказов за 2011 год

Показатели контрольной деятельности Якутского УФАС России в сфере размещения заказов

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего

1. Количество поступивших жалоб

31

106

208

450

493

553

1841

2. Количество поступивших обращений о согласовании возможности заключения с единственным поставщиком

17

19

76

47

61

238

458

3. Количество поступивших уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика

6

6

43

55

96

87

293

4. Количество проведенных плановых и внеплановых проверок.

37

25

37

13

13

17

142

5. Выявлено размещений заказов с нарушениями

30

179

505

923

736

561

2934

6. Выявлено нарушений

92

783

1160

1666

908

1710

6319

7. Выдано предписаний (предложений)

39

56

142

174

230

210

851

8. Выдано  постановлений о наложении штрафа

16

42

43

51

61

41

254

9. Сумма наложенного штрафа тыс. руб.

100

273

1 308

1078

724

816

4299