Закон о конкуренции смягчили

Представители малого бизнеса отныне могут вздохнуть более свободно. 4 июля этого года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» и другие законодательные акты Российской Федерации». Закон существенно облегчает бремя антимонопольных проверок, которое сегодня лежит на малом и среднем бизнесе.

Избыточность антимонопольного контроля в России обсуждалась давно и на всех уровнях. Много говорилось о том, что к административной ответственности привлекаются субъекты, в принципе не способные существенным образом влиять на состояние конкуренции. Результаты такого подхода не удивительны. Федеральная антимонопольная служба завалена тысячами дел по мелким поводам. Малый бизнес страдает, а у самих контролеров не хватает времени, чтобы обратить внимание на действительно серьезные нарушения. Теперь ситуация должна измениться.

Изменения значительно смягчают закон и позволяют представителям малого бизнеса, чья выручка по итогам года не превышает 400 млн рублей, почувствовать себя более свободными от пристального контроля антимонопольной службы. Принятые изменения исключают, с одной стороны, административное давление на субъекты малого предпринимательства, которые не имеют «рыночной власти», с другой — снимают лишнюю нагрузку с ФАС и суда.

Главное изменение, которое наиболее интересно малому и среднему бизнесу, - внеплановая выездная проверка ФАС, проводимые на основании сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства теперь проводится по согласованию с прокуратурой (за исключением объектов естественных монополий и картельных проверок).

Также, изменения в законодательстве об административных нарушениях, позволяющие во многих случаях заменять административное наказание предпринимателям в виде серьезных штрафов на предупреждение.

Меньше 400 млн? Антимонопольный иммунитет!

Закон №264-ФЗ устанавливает, что не может быть признано доминирующим на рынке положение юридического лица, хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем (участником) которого являются одного физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 400 млн. руб. Норма не распространяется на финансовые организации, субъекты естественной монополии на товарном рынке, хозяйствующим субъектам, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц, а также хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Меньше 400 млн? Соглашения разрешаются!

Разрешаются соглашения, указанные в части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» между хозсубъектами, доминирующее положение которых не может быть признано по вышеуказанным нововведениям, если суммарная выручка таких хозсубъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн. рублей.

Другие важные изменения

Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций подлежат согласованию с органом ФАС в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 7 млрд. руб, или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд. руб и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 400 млн. руб. (было 250 млн).