Обобщенные ответы на вопросы участников публичных обсуждений правоприменительной практики Якутского УФАС России за 2016 год и 1 квартал 2017 года

1. Каков порядок обжалования неправомерно выбранного заказчиком способа закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона?

Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее – Административный регламент по рассмотрению жалоб), в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Порядок подачи жалобы утвержден статьей 105 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 названной статьи любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

2. В какие сроки участник закупки должен подать в контрольный орган в сфере закупок – в Управление ФАС по Республике Саха (Якутия) жалобу на действия заказчика, опубликовавшего извещение о проведении закупки и (или) уже осуществившего неправомерную закупку у единственного поставщика, чтобы жалобы не была возвращена заявителю на основании истечения сроков? 

В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

3. Допускается ли указание в одной жалобе нескольких закупок, неправомерно осуществленных у единственного поставщика?

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба должна содержать указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.

При этом положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено указание в жалобе нескольких закупок, следовательно, участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц вправе подать жалобу с указанием лишь одной закупки.

Аналогичная позиция изложена в Письмах Министерства экономического развития Российской Федерации  № Д28и-2221 от 29.07.2015 года, № Д28и-2449 от 13.08.2015 года.

Вместе с тем, общий порядок осуществления контроля в сфере закупок определен статьей 99 Закона о контрактной системе.

Согласно части 15 названной статьи контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:

1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;

2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи предписания.

Таким образом, основанием для проведения внеплановой проверки действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может служить поступление любой информации о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

4. Вправе ли Управление ФАС по Республике Саха (Якутия) приостановить заключение контракта с единственным поставщиком до рассмотрения жалобы по существу, если жалоба поступила в период с 1-го по 4-й день с даты размещения заказчиком извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)?

Согласно части 7 статьи 105 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным.

5. Является ли обязательным для территориальных органов ФАС России единообразие правоприменительной практики о недопустимости необоснованного укрупнения предмета лота при проведении торгов?

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, укрупнение предмета закупки до нескольких позиций представляется возможным с учетом необходимости соблюдения требований, установленных частью 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.

Вместе с тем, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) обращает внимание, что каждый случай нарушения антимонопольного законодательства рассматривается Якутским УФАС России индивидуально, могут создаваться совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы).

В случае предоставления гранта Министерством связи и информационных технологий РС (Я) в соответствии с Постановлением Правительства РС (Я) от 29.07.2016 г. №274 «О порядке предоставления гранта в форме субсидии на поддержку организации каналов связи и сетей доступа к сети Интернет в целях устранения цифрового неравенства в населенных пунктах Республики Саха (Якутия) с отсутствующей инфраструктурой связи или неудовлетворительным доступом к сети Интернет в 2016 году», согласно .2.1 Постановления, целью предоставление гранта является финансовое обеспечение затрат на организацию каналов связи и сетей доступа к сети Интернет в целях устранения цифрового неравенства в населенных пунктах Республики Саха (Якутия) с отсутствующей инфраструктурой связи или неудовлетворительным доступом к сети Интернет, а также создание условий для получения государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде. То есть, целью гранта является не поддержка операторов связи для развития их сетей с точки зрения удобства расположения на территории Республики, а обеспечение жителей населенных пунктов Республики Саха (Якутия) услугами доступа к сети Интернет, где в настоящее время они не оказываются ввиду отсутствия рентабельности, либо имеют низкое качество в связи с нехваткой спутникового ресурса для расширения пропускной способности узлов связи находящимся в данных населенных пунктах.

Разбивка лота на отдельные населенные пункты может повлечь подачу заявок лишь на определенные населенные пункты, оставив остальные населенные пункты без внимания ввиду отсутствия рентабельности и перспектив развития, что противоречит целям предоставления гранта. Таким образом, формирование одного лота, включающего себя 148 населенных пунктов, использовано для наиболее эффективного предоставления гранта, и не направлено на ограничение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

6. Какое буквальное и смысловое толкование нормативных положений статьи 17 Закона «О защите конкуренции», запрещающих любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, дается Якутским УФАС в отношении заказчиков, формирующих крупные лоты как по номенклатуре и количеству поставляемой продукции, так и по территории ее поставки?

Буквальное толкование нормативных положений статьи 17 Закона о конкуренции в отношении заказчиков, формирующих крупные лоты как по номенклатуре и количеству поставляемой продукции, так и по территории ее поставки отсутствует, каждое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается в индивидуальном порядке. Таким образом, укрупнение предмета заказа до нескольких позиций представляется возможным с учетом необходимости соблюдения требований, установленных частью 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 утверждено «Положение о Федеральной антимонопольной службе» (далее – Положение о ФАС России), в котором определена компетенция антимонопольного органа (глава I) и перечень его полномочий (глава II).

Согласно пункту 1 главы I Положения о ФАС России, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23.07.2015 N 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» (далее – Положение о территориальном органе ФАС России) определен перечень полномочий, возложенных на территориальные органы Федеральной антимонопольной службы (глава II).

В соответствии с указанной главой Положения о территориальном органе ФАС России, дача разъяснений положений законодательства в полномочия территориальных органов ФАС России не входит.