Решение по делу № 06-180/18

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 06-180/18 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                                                                            12 марта 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

при участии:

от заявителя федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее – ФГКУ «УВО ВНГ РФ по РС(Я)», заявитель): <…> (представитель по доверенности), <…> (в качестве слушателя),

от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Детская инфекционная клиническая больница» (далее – заказчик, ГБУ РС(Я) «ДИКБ»): <…> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ФГКУ «УВО ВНГ РФ по РС(Я)» на действия заказчика ГБУ РС(Я) «ДИКБ» при проведении запроса котировок на оказание услуг по охране с помощью пульта с монтажом собственного оборудования  (изв. № 0316300164318000004), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ФГКУ «УВО ВНГ РФ по РС(Я)» на действия заказчика ГБУ РС(Я) «ДИКБ» при проведении запроса котировок на оказание услуг по охране с помощью пульта с монтажом собственного оборудования  (изв. № 0316300164318000004).

В ходе рассмотрения дела доводы жалобы ФГКУ «УВО ВНГ РФ по РС(Я)» были оглашены в полном объеме.

Из жалобы следует, что заявителем обжалуется следующее:

1. В извещении о проведении запроса котировок не установлено требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе – о наличии лицензии на право осуществления частной охранной деятельности.

2. Место оказания услуг – здание ГБУ РС(Я) «ДИКБ» подлежит государственной охране, частная охранная деятельность на указанный объект не распространяется.

3. Установление преимуществ/ограничений для участников закупки – субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

4. Неверное указание условий признания победителя запроса котировок, или иного участника закупки, уклонившимся от заключения контракта.

Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась и пояснила следующее.

1. В извещении о проведении закупки указано об установлении заказчиком к участникам закупки требований в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с действующим законодательством заказчик вправе привлечь к оказанию услуг охраны не только государственные охранные предприятия, но и частные охранные организации.

3. Ограничение/преимущество в части участия в закупке субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций заказчиком установлено в соответствии с законодательством о контрактной системе.

4. Устанавливая условие о признании победителя запроса котировок или иного участника закупки уклонившимся от заключения контракта, заказчик руководствовался положениями законодательства о контрактной системе.

В соответствии со сложившимися правилами делового оборота все участники закупок предоставляют выписки из ЕГРЮЛ на момент подписания контракта.

При этом сведения из ЕГРЮЛ являются общедоступными на сайте налоговой службы.

Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, установила следующее.

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) – 19.02.2018 г.;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос котировок;

3) начальная (максимальная) цена контракта 187 999,92 руб.;

4) на участие в запросе котировок поступила 1 заявка;

5) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок. Запрос котировок признан несостоявшимся;

6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ФГКУ «УВО ВНГ РФ по РС(Я)» обоснованной частично по следующим основаниям.

1. Заявитель указывает на то, что в извещении о проведении запроса котировок не установлено требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе – о наличии лицензии на право осуществления частной охранной деятельности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 названного Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Из совокупного смысла вышеприведенных норм следует, что в том случае, если оказание услуг, являющихся предметом запроса котировок, требует наличия у исполнителя разрешительных документов (лицензии), дающих право на осуществление определенного вида деятельности, заказчику надлежит устанавливать к участникам закупки требование о наличии таких документов и предоставлении их (их копий) в составе заявок на участие в запросе котировок.

Материалами дела установлено, что заказчиком в извещении о проведении запроса котировок на оказание услуг по охране с помощью пульта с монтажом собственного оборудования   № 0316300164318000004 помимо прочего указано следующее: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ). Предусмотрено для котировок». Иная информация об установленных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок, а также приложениях к нему, отсутствует.

В силу пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с названным Федеральным законом частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

При этом согласно статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что предметом закупки является выполнение работ, предусмотренных пунктами  3 и 7 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

При изложенных обстоятельствах, заказчик, не установивший в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупки о наличии у них и предоставлении ими в составе заявок на участие в запросе котировок лицензий на право осуществления частной охранной деятельности, а именно ее видов, предусмотренных пунктами 3 и 7 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 73 Закона  контрактной системе. Первый довод жалобы ФГКУ «УВО ВНГ РФ по РС(Я)» признается обоснованным.

Вместе с тем, изучив заявку единственного участника запроса котировок, установив наличие в ее составе копии лицензии на право осуществления всех видов частной охранной деятельности, предусмотренных статьей 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки.

2. Заявитель указывает на то, что место оказания услуг – здание ГБУ РС(Я) «ДИКБ» подлежит государственной охране, а частная охранная деятельность на указанный объект не распространяется.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

По мнению заявитель заказчик относится к организациям, определенным пунктом 13 указанного перечня - объектам микробиологической промышленности, противочумным учреждениям, осуществляющим эпидемиологический и микробиологический надзор за особо опасными инфекциями, объектам по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей.

Представитель заказчика пояснила, что ГБУ РС(Я) «ДИКБ» не является объектом микробиологической промышленности, противочумным учреждением, осуществляющим эпидемиологический и микробиологический надзор за особо опасными инфекциями, объектом по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей.

Также указала, что принадлежность заказчика к тем, или иным категориям объектов, подлежащих государственной, либо негосударственной охране, определяется Правилами хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (далее – Правила № 1148).

Согласно пункту 4 названных Правил помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров подразделяются на 4 категории. В отношении помещений каждой из категорий устанавливаются требования к условиям хранения в них наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Пунктом 10 Правил № 1148 установлено, что в целях обеспечения сохранности наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров помещения подлежат охране.

Охрана помещений, относящихся к 1-й и 2-й категориям, осуществляется на договорной основе подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, организацией, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся указанные помещения.

Охрана помещений, относящихся к 3-й и 4-й категориям, осуществляется путем привлечения указанных охранных организаций, либо юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Заказчиком в материалы дела представлено заключение Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническим средствам охраны № 17 от 17.11.2017 г.

Согласно указанному заключению помещения ГБУ РС(Я) «ДИКБ» относятся к 3-й и 4-й категориям в соответствии с Правилами № 1148.

При изложенных обстоятельствах, а также в связи с тем, что заявителем в материалы дела не представлено доказательств в отношении того, что объект, на котором планируется оказание охранных услуг является объектом микробиологической промышленности, противочумным учреждением, осуществляющим эпидемиологический и микробиологический надзор за особо опасными инфекциями, объектом по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей, второй довод жалобы ФГКУ «УВО ВНГ РФ по РС(Я)» признается необоснованным.

3. Заявителем обжалуется установление преимуществ/ограничений для участников закупки – субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей (пункт 1), либо путем существления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи (пункт 2).

Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Таким образом, с целью соблюдения статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести закупку, участниками которой могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации способами осуществления такой закупки, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 названного Федерального закона.

Так в соответствии с частью 3 статьи 30, пунктом 6 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении № 0316300164318000004 о проведении закупки было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Следовательно, обязанность доказывания доводов жалобы возлагается на заявителя.

Между тем, ФГКУ «УВО ВНГ РФ по РС(Я)» не представило в материалы дела доказательств относительно того, что действия заказчика по установлению преимуществ/ограничений для участников закупки – субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не соответствуют законодательству о контрактной системе.

При изложенных обстоятельствах третий довод жалобы ФГКУ «УВО ВНГ РФ по РС(Я)» признается необоснованным.

4. Заявитель указывает на неверное указание условий признания победителя запроса котировок, или иного участника закупки, уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта.

Согласно части 11 статьи 78 Закона о контрактной системе в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Материалами дела установлено, что  в извещении о проведении запроса котировок № 0316300164318000004 указано, в том числе, следующее: «Условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимся от заключении контракта - Победитель не предоставил заказчику подписанный контракт, в срок, указанный в извещении и не внес сумму обеспечения исполнения договора до заключения контракта».

Следовательно, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок № 0316300164318000004, не соответствуют таким условиям, установленным Законом о контрактной системе.

При изложенных обстоятельствах, четвертый довод жалобы ФГКУ «УВО ВНГ РФ признается обоснованным, заказчик признается нарушившим пункт 4 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение, повлияло на результаты осуществления закупки.

В ходе внеплановой проверки установлено следующее.

Представитель заказчика пояснила, что проект контракта был направлен единственному участнику запроса котировок, с которым принято решение заключить контракт, по электронной почте.

Между тем, частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе установлено, что проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок, в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, передается вместе с указанным протоколом победителю запроса котировок.

Из смысла вышеизложенной нормы следует, что проект контракта вручается для подписания победителю закупки на материальном носителе.

В связи с вышеизложенным, заказчик признается нарушившим часть 8 статьи 78 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ФГКУ «УВО ВНГ РФ по РС(Я)» на действия заказчика ГБУ РС(Я) «ДИКБ» при проведении запроса котировок на оказание услуг по охране с помощью пульта с монтажом собственного оборудования  (изв. № 0316300164318000004) частично обоснованной, обоснованными признаны доводы о ненадлежащем установлении требований к специальной правоспособности участников закупки и указании в извещении о проведении закупки некорректного порядка признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) «ДИКБ» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункты 1 и 4 части 1 статьи 73, часть 8 статьи 78  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику ГБУ РС(Я) «ДИКБ» предписание об устранении допущенного нарушения.

4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                                                       <…>                  

 

 

Члены комиссии:                                                                                                                       <…>

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  <…>

Файлы для скачивания

reshenie_predpisanie_na_sayt.rar
Тип файла: rar
Размер файла: 0.08 МБ