О результатах рассмотрения жалобы АО "СК "Стерх"

Сфера деятельности: Контроль госзакупок


                                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 06-335/18 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                                                                              27 апреля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

при участии:

от заявителя акционерного общества «Страховая компания «Стерх» (далее также – АО «СК «Стерх», заявитель): <…> (представитель по доверенности),

от уполномоченного органа государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также – уполномоченный орган, Госкомзакупок РС(Я), конкурсная комиссия) – <…> (представитель по доверенности),

от заказчика государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Служба обеспечения деятельности Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее также – заказчик, ГКУ РС(Я) «СОД Минприроды РС(Я)»): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,

рассмотрев жалобу АО «СК «Стерх» на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по страхованию ОСАГО (изв. № 0116200007918000847), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба АО «СК «Стерх» на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по страхованию ОСАГО (изв. № 0116200007918000847).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.

До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.

В ходе рассмотрения дела представитель АО «СК «Стерх» огласил доводы жалобы в полном объеме.

Заявителем обжалуются действия конкурной комиссии по признанию соответствующей требованиям документации об открытом конкурсе конкурсной заявки иного участника закупки – публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» (далее также - ПАО СК «Росгосстрах»).

По мнению АО «СК «Стерх» данным участником в составе конкурсной заявки представлены недостоверные сведения о соответствии требованию, установленному в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе – о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).

В жалобе указывается, что сведения о привлечении ПАО СК «Росгосстрах» в административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ приведены на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/1196909/, в реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ ПАО СК «Росгосстрах» включен под номером 316.

В обоснование своей позиции заявителем в материалы дела представлены копии решений по делам № 1-125/2015 от 22.05.2015 г., № 2-683/2016-М615/2016 от 11.07.2016 г., постановления № 3-497/2016 от 28.09.2016 г., а также распечатка с сайта судебного участка № 2 г. Кыштым Челябинской области по движению дела № 3-497/2016.  

Просит признать жалобу обоснованной, выдать конкурсной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений.

Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился и пояснил следующее.

На момент рассмотрения конкурсных заявок у комиссии уполномоченного органа отсутствовала информация и документы, подтверждающие недостоверность представленных в составе заявки ПАО СК «Росгосстрах» сведений.

В настоящее время порядок ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ не определен нормами закона, либо иных нормативных правовых актов.

В свободном доступе имеется лишь один нормативный правовой акт – приказ Генпрокуратуры России от 28.08.2017 г. № 590 «О формировании и ведении реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28. КоАП РФ». При этом из текста данного приказа следует, что он принят руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях совершенствования организации прокурорского надзора, следовательно данный приказ распространяется только на работников органов и организаций прокуратуры.

Указывает на то, что текст постановления по делу № 3-497/2016 от 28.09.2016 г. представлен лишь на сайте Судебного участка № 2 г. Кыштым Челябинской области, причем все данные сторон по дела в постановлении обезличены, в связи с чем, сделать какие-либо выводы в отношении ПАО СК «Росгосстрах» не представляется возможным.

Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

1) извещение об осуществлении закупки № 0116200007918000847 размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru - 14.03.2018 г.;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 520 173,21 руб.;

4) на участие в открытом конкурсе поступило 3 заявки.

5) по итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок все заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации, победителем открытого конкурса признан участник закупки ПАО СК «Росгосстрах», второй номер присвоен заявке участника закупки АО «СК «Стерх».

6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу АО «СК «Стерх» необоснованной в силу следующего.

Из жалобы следует, что заявителем обжалуются действия конкурной комиссии по признанию соответствующей требованиям документации об открытом конкурсе конкурсной заявки иного участника закупки – публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» (далее также - ПАО СК «Росгосстрах»).

По мнению АО «СК «Стерх» данным участником в составе конкурсной заявки представлены недостоверные сведения о соответствии требованию, установленному в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе – о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.

В жалобе указывается, что сведения о привлечении ПАО СК «Росгосстрах» в административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ приведены на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/1196909/, в реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ ПАО СК «Росгосстрах» включен под номером 316.

В обоснование своей позиции заявителем в материалы дела представлены копии решений по делам № 1-125/2015 от 22.05.2015 г., № 2-683/2016-М615/2016 от 11.07.2016 г., постановления № 3-497/2016 от 28.09.2016 г., а также распечатка с сайта судебного участка № 2 г. Кыштым Челябинской области по движению дела № 3-497/2016. 

Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Подпунктом «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Материалами дела установлено, что в пункте 33 извещения о проведении открытого конкурса № 0116200007918000847, а также в пункте 35 раздела 1 «Информационная карта» части 1 «Информационная карта, Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе» документации об открытом конкурсе указано, что к участникам закупки установлены требования в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В подпункте «д» пункта 1 подраздела 3 «Требования к составу заявки на участие в конкурсе» раздела 2 «Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе» части 1 «Информационная карта, Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе» документации об открытом конкурсе указано, что заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно:

- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Материалами дела установлено, что ПАО СК «Росгосстрах» в составе своей конкурсной заявки представило декларацию о соответствии требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе о том, что ПАО СК «Росгосстрах» в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.

Частями 2-3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе, определяющей порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, установлено следующее.

2. Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

3. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

3.1. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена декларативная форма подтверждения участниками закупки своего соответствия требованиям пунктов 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом за комиссией по осуществлению закупок закреплено право, но не обязанность проверки участников закупки на предмет соответствия требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Комиссия Якутского УФАС России критически относится к доказательствам, представленным АО «СК «Стерх» на основании следующего.

Довод о несоответствии участника закупки ПАО СК «Росгосстрах» установленным для участия в закупке требованиям, в связи с его привлечением к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, заявитель подкрепляет указанием на официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в котором, по утверждению заявителя, по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/1196909/ имеется информация о привлечении ПАО СК «Росгосстрах» в ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела указанная информация не нашла подтверждения, ресурс («Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ (по постановлениям, вынесенным в 2016 году)»), расположенный по адресу приведенной в жалобе АО «СК «Стерх» гиперссылки, не содержит сведений о привлечении ПАО СК «Росгосстрах» в ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.

Под реестровым номером 316 в указанном реестре содержится информация об ином юридическом лице.

 В представленной заявителем копии решения по делу № 1-125/2015 от 22.05.2015 г. все сведения о месте работы лица, передавшего взятку привлеченному к уголовной ответственности лице, обезличены, при этом предметом рассмотрения указанного дела являлись действия физического лица, выполнявшего управленческие функции в коммерческой организации, по незаконному получению денег за совершение действий в интересах дающего, в связи с занимаемым указанным лицом служебным положением.  

Из представленной заявителем копии решения № 2-683/2016-М615/2016 от 11.07.2016 г., следует, что в судебном разбирательстве рассмотрено требование прокурора о конфискации денежных средств, полученных в виде коммерческого подкупа.

Из представленной АО «СК «Стерх» копии постановления № 3-497/2016 от 28.09.2016 г. следует, что судом рассмотрены обстоятельства дела, при которых в действиях юридического лица выявлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ. При этом сведения об указанном юридическом лице в постановлении обезличены.

Таким образом, из текстов указанных решений и постановлений невозможно сделать однозначного вывода о привлечении ПАО СК «Росгосстрах» в ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.

При этом из распечатки с сайта судебного участка № 2 г. Кыштым Челябинской области по движению дела № 3-497/2016 не следует, что дело сдано в архив и постановление по делу не было обжаловано в суде апелляционной инстанции. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

В указанной связи, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что по общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

При изложенных обстоятельствах, довод, заявленный в жалобе АО «СК «Стерх» не находит подтверждения и признается необоснованным.   

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

Признать жалобу АО «СК «Стерх» на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по страхованию ОСАГО (изв. № 0116200007918000847) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Председатель комиссии                                                                                                                                          <…>                  

 

Члены комиссии:                                                                                                                                        <…>                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

<…>

Файлы для скачивания

reshenie_335_na_sayt.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.05 МБ