Решение №014/07/3-3668/2019
РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3668/2019
по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 20 января 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...> – заместителя руководителя – начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...> – главного государственного инспектора отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
при участии от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «А ГРУПП» (место нахождения: 129164, г. Москва, Ракетный бульвар, д. 16, XXXIV, этаж 10, ИНН 7717625418, КПП 771701001, ОГРН 1087746943020) (далее – ООО «А ГРУПП», заявитель) представителей Паршукова А.А. по доверенности №108 от 27.12.2019, Делидова С.А. по доверенности № 001 от 31.12.2019,
при участии от заказчика акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (место нахождения: 677027, г. Якутск, ул. Кирова, 18, Блок В, ИНН 1435142972, КПП 143501001, ОГРН 1031402073097) (далее – АО «Сахатранснефтегаз», заказчик) представителей Лазаревой А.А. по доверенности № 93/20 от 01.01.2020, Аргылова Н.А. по доверенности № 405/19 от 17.12.2019, Иванова И.А. по доверенности № 203/20 от 01.01.2020,
рассмотрев жалобу ООО «А ГРУПП» на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (далее – АО «Сахатранснефтегаз», заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка» (извещение № 31908523575), нарушающие законодательство о закупках,
у с т а н о в и л а:
30 декабря 2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «А ГРУПП» на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (далее – АО «Сахатранснефтегаз», заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка» (извещение № 31908523575), нарушающие законодательство о закупках.
Из содержания жалобы следует, что закупочной комиссией заказчика нарушен порядок определения победителя, поскольку для получения рейтинга заявки по критериям «квалификация участника», «опыт участника», «качество товара», «наличие производственных мощностей» «подтверждение завода-изготовителя» каждый член комиссии на основании собственной экспертной оценки присваивает предложениям участников закупок от 0 до установленного максимального числа баллов.
Если другие критерии оцениваются по формулам и расчетам, указанными в разделе 33 Документации о закупке, то по критерию «Квалификация участника» касательно письма-подтверждения завода-изготовителя не предоставляется возможным проверить по каким формулам и расчетам оцениваются заявки участников.
На рассмотрении жалобы по существу, представители заказчика пояснили, что с доводом жалобы не согласны в связи с тем, что расчет и оценка баллов по критерию «Квалификация участника, а именно «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» произведены закупочной комиссией согласно документации и Положению о закупке товаров, работ, услуг» АО «Сахатранснефтегаз» (далее - Положение), утвержденным 05.12.2018 года и закупочной документации, разработанной в соответствии с Положением и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к выводу о признании жалобы ООО «А ГРУПП» обоснованной по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, заявителем ООО «А ГРУПП» была подана заявка на участие в конкурсе в электронной форме, которому был присвоен номер 2 с ценовым предложением 111 193 753, 00 рублей (без НДС).
Пунктом 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать, в числе прочего, результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).
В соответствии с Протоколом-2 №899/2019 (31908523575) заседания закупочной комиссии от 16.12.2019 заявка ООО «А ГРУПП» была допущена к участию в конкурсе в электронной форме.
Протоколом – 3 №899/2019 (31908523575) от 17.12.2019 победителем закупки объявлено ООО «СК ТМК». Согласно Приложению № 1 к Протоколу-3 участникам закупки выставлены следующие баллы по критериям «цена договора» и «квалификация участника», в котором оценивался опыт участника по подтверждению завода-изготовителя о поставляемой продукции:
№ п/п |
Критерии |
Баллы |
Значимость |
ООО «А ГРУПП» (129164, Российская Федерация, г. Москва, Ракетный бульвар, дом 16, пом. XXXIV, этаж 10) | |||
Значение | Балл | Итого | |||||
1. | Цена договора: | 137 613 107,29₽ |
| 0,60 |
|
|
|
| Предложение цены (руб.) |
|
| 111 193 753, 00 | 97,62 | 58,57 | |
2. | Квалификация участника |
| 0,40 |
|
|
| |
2.1. | Опыт участника закупки по аналогичному предмету закупки, руб. | 0-60 |
| Согласно заявке | 60,00 | 24,00 | |
2.2. | Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции Оценивается наличие письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления |
0-40 |
|
Согласно заявке |
5,71 |
2,29 | |
| ИТОГО |
|
|
|
| 84,86 | |
№ п/п |
Критерии |
Баллы |
Значимость | ООО «СК ТМК» (123022, Российская Федерация, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, 13/43 3/VII/39,40) | |||
Значение | Балл | Итого | |||||
1. | Цена договора: | 137 613 107,29₽ |
| 0,60 |
|
|
|
| Предложение цены (руб.) |
|
| 120 000 000,00 | 90,46 | 54,28 | |
2. | Квалификация участника |
| 0,40 |
|
|
| |
2.1. | Опыт участника закупки по аналогичному предмету закупки, руб. | 0-60 | Согласно заявке | 60,00 | 24,00 | ||
2.2. | Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции Оценивается наличие письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления |
0-40 |
|
Согласно заявке |
40,00 |
16,00 | |
| ИТОГО |
|
|
|
| 94,28 | |
№ п/п |
Критерии |
Баллы |
Значимость | ООО «ТРУБМЕТСЕРВИС» (450059, Российская Федерация, БАШКОРТОСТАН, УФА, РИХАРДА ЗОРГЕ, ДОМ 12, КОРПУС 1, ЭТ/ОФ 2/2220) | |||
Значение | Балл | Итого | |||||
1. | Цена договора: | 137 613 107,29₽ |
| 0,60 |
|
|
|
| Предложение цены (руб.) |
|
| 108 551 570,00 | 100,00 | 60,00 | |
2. | Квалификация участника |
| 0,40 |
|
|
| |
2.1. | Опыт участника закупки по аналогичному предмету закупки, руб. | 0-60 | Согласно заявке | 00,00 | 0,00 | ||
2.2. | Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции Оценивается наличие письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления |
0-80 |
|
Согласно заявке |
0,00 |
0,00 | |
| ИТОГО |
|
|
|
| 60,00 | |
Согласно пункту 14.37 статьи 14 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз», утвержденного Советом директоров АО «Сахатранснефтегаз» Протоколом № 238 от 05.12.2018, закупочная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что баллы по критерию «Опыт участника закупки по аналогичному предмету закупки» проставлены членами закупочной комиссии согласно закупочной документации, от 0 до 100 баллов по субъективной мнению каждого члена комиссии.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки и равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации, необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
АО «Сахатранснефтегаз» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз», утвержденного Советом директоров АО «Сахатранснефтегаз» Протоколом № 238 от 05.12.2018 (далее – Положение).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Как следует из материалов рассмотрения жалобы, 15.11.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31908523575 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка» (далее – извещение).
Согласно условиям извещения предметом закупки является: поставка трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка». Начальная (максимальная) цена договора составляет 137 613 107, 29 (сто тридцать семь миллионов шестьсот тринадцать тысяч сто семь рублей двадцать девять копеек), в том числе без учета НДС. Заявки на участие в закупке могут быть поданы с момента публикации извещения до 09:00 ч. 13.12.2019 г. (МСК+6). Дата рассмотрения заявок 16.12.2019 г., дата оценки заявок / подведение итогов в 17.12.2019 г.
Согласно протоколу – 1 №899/2019 (31908523575) заседания закупочной комиссии акционерного общества «Сахатранснефтегаз» от 13.11.2019 на участие в рассматриваемой закупке поступило 4 заявки.
20.12.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены Протокол-1 № 899/2019 (31908523575) заседания закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» от 13.12.2019 10:00, Протокол-2 №899/2019 (31908523575) заседания закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» от 16.12.2019 14:00, Протокол-3 №899/2019 (31908523575) заседания закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» от 17.12.2019 14:00.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются способами, в том числе путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс).
Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки, в том числе согласно части 16 которого под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика. Извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок (часть 21 статьи 3.2 Закона о закупках).
Согласно пунктам 3, 4 части 2.1 статьи 2 Положения о закупке настоящее Положение о закупке товаров, работ, услуг является документом, разработанным в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ который регламентирует закупочную деятельность АО «Сахатранснефтегаз» (далее – Заказчик) при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в целях:
– расширения возможностей для участия юридических и физических лиц в том числе индивидуальных предпринимателей в закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и стимулирование такого участия;
– развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13);
порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Согласно пункту 4 Приложения к Положению для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о конкурентной закупке устанавливает следующие критерии оценки:
1. Стоимостные критерии оценки:
1.1. цена договора;
2. Нестоимостные критерии оценки:
2.1. качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки;
2.2. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 32 Информационной карты конкурсной документации установлено два критерия оценки заявок участников закупки:
1) «Цена договора», который имеет значимость К=0,60 (или 60%);
2) «Квалификация участника» - К=0,40 (или 40%):
№ п/п | Критерий оценки заявок | Значимость критерия | Значение подкритерия (в баллах) |
1. | Цена договора | К=0,60 |
|
2. | Квалификация участника | К=0,40 |
|
2.1. | Опыт участника закупки по аналогичному предмету закупки, руб. |
| Максимальный балл – 60 |
2.2. | Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции Оценивается наличие письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления |
| Максимальный балл – 40 |
Пунктом 33 Информационной карты, а также подпунктом «f» пункта 8 Приложения к Положению установлен, в том числе следующий порядок оценки заявок:
Порядок оценки заявок |
<…>
<…> |
Из вышеуказанного следует, что баллы по критерию «Квалификация участника», присваиваются по усмотрению отдельного члена закупочной комиссии – от 0 до 100 баллов, в том числе по подкритерию «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» от 0 до 40 баллов.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 25 Блока I. «Информационная карта» закупочной документации требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке установлены пунктами 1-18 части 9.3 статьи 9 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз».
В соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз» при осуществлении конкурентной закупки Заказчик вправе требовать у участника закупки информацию и документы об участнике закупке подавшем заявку на участие в такой закупке.
Заявки на участие в конкурентной закупке представляются по форме, установленной в документации о конкурентной закупке (если такие требования установлены) и в порядке, которые указаны в документации конкурентной закупки, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении конкурентной закупки (подпункт 9.2 пункта 9 Положения).
Заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную Заказчиком в извещении об осуществлении конкурентной закупке (для запроса котировок в электронной форме), документации о конкурентной закупке информацию (пункт 9.3 Положения).
В случае, если в документации о конкурентной закупке указан такой критерий оценки заявок на участие в закупке, как квалификация участника закупки, заявка участника закупки должна содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для отстранения участника закупки от участия в такой закупке (пункт 9.3.6 Положения).
Пунктом 26 Блока I. «Информационная карта» закупочной документации определено, что требования к оформлению заявки устанавливаются в соответствии с Блоком II. Формы для заполнения.
Пунктом 32 Блока I. «Информационная карта» закупочной документации предусмотрено, что подкритерий «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» критерия «Квалификация участника» оценивается наличием письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления.
При этом анализ Блока II. Формы для заполнения закупочной документации форм письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления не содержит.
Материалами дела установлено, что победителем закупки – ООО «СК ТМК» в составе заявки на участие в закупке представлены следующие письма-подтверждения заводов-изготовителей:
1. ПАО «Трубная металлургическая компания» (исх. № 05/08744 от 04.12.2019);
2. АО «Сибирская промышленная группа» (исх. № У-257/19 от 03.12.2019).
Заявитель, ООО «А ГРУПП» также представило следующие письма-подтверждения заводов-изготовителей:
1. АО «Выксунский металлургический завод» (исх. № 200874-и-248/19 от 10.12.2019);
2. ООО ЗАВОД «Современные технологии изоляции» (исх. № 247 от 12.12.2019).
Согласно представленным в составе заявок участников закупки – ООО «СК ТМК» и ООО «А ГРУПП» письмам-подтверждениям заводов-изготовителей каждый завод-изготовитель участника закупки гарантирует соответствие технических характеристик, количество товаров, поставку трубной продукции в срок для нужд «АО «Сахатранснефтегаз».
Следовательно, материалами дела установлено, что в соответствии с требованиями закупочной документации ООО «СК ТМК» и ООО «А ГРУПП» представлено по два письма-подтверждения заводов-изготовителей.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что в приложении № 1 к протоколу оценки и сопоставления заявок итоговый рейтинг участников закупки по критерию «Квалификация участника», «подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» рассчитан членами закупочной комиссии следующим образом:
1. Средний балл участника ООО «СК ТМК»: (40+40+40+40+40+40+40)/7=40,00
Итоговый рейтинг участника ООО «СК ТМК» по критерию «квалификация участника», «подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции»: 40,00*0,40=16,00
2. Средний балл участника ООО «А ГРУПП»: (0+0+0+0+0+0+40)/7=5,71
Итоговый рейтинг участника ООО «А ГРУПП» по критерию «квалификация участника», «подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции»: 5,71*0,40=2,29.
3. Средний балл участника ООО «ТРУБМЕТСЕРВИС»: (0+0+0+0+0+0+40)/7=0,00.
Итоговый рейтинг участника ООО «ТРУБМЕТСЕРВИС» по критерию «квалификация участника», «подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции»: 0,00*0,40=0, 00.
Как следует из устных пояснений представителей заказчика заявка заявителя была оценена закупочной комиссией по критерию «Квалификация участника» от 0 до 100 баллов, в том числе по подкритерию «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» членами закупочной комиссии согласно закупочной документации от 0 до 40 баллов по своему усмотрению, в котором оценка между представленными документами заявителя ООО «А ГРУПП» и победителя ООО «СК ТМК» определялась исходя из содержания писем заводов-изготовителей, а именно письма АО «Выксунский металлургический завод» (исх. № 200874-и-248/19 от 10.12.2019) представленного заявителем, ООО «А ГРУПП» в составе заявки на участие в закупке, которое не содержит указания изоляций труб по ТУ 1390-008-74747996-2012, что явилось причиной присвоения большинством членов закупочной комиссии нулевого балла по данному подкритерию.
Вместе с тем, принимая во внимание, что заказчик, установив требование о предоставлении писем-подтверждений заводов-изготовителей участниками закупки без установления каких либо требований ни к форме, ни к содержанию таких писем, и, учитывая представление ООО «СК ТМК» и ООО «А ГРУПП» одинакового количества писем-подтверждений заводов-изготовителей в соответствии с требованиями закупочной документации, Комиссия пришла к выводу, что закупочная комиссия должна была оценить заявки участников ООО «СК ТМК» и ООО «А ГРУПП» по подкритерию «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» критерия «Квалификация участника» путем присвоения одинаковых сумм количества баллов, однако, закупочная комиссия проставила баллы произвольно, не придерживаясь принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
1) создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика, в товарах, работах, услугах в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
2) эффективного использования денежных средств;
3) расширения возможностей для участия юридических и физических лиц в том числе индивидуальных предпринимателей в закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и стимулирование такого участия;
4) развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО «А ГРУПП», поскольку заявка заявителя была оценена закупочной комиссией неправомерно, вопреки требованиям части 1 статьи 1, пункта 2 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2.1 Положения.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должен быть указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
По смыслу самой цели и принципов Закона о закупках, под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны закупочной комиссии в целях определения победителя, предлагающего объективно лучшие условия исполнения договора. Следовательно, в документации о закупках, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы, выражаемой в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваиваемых баллов должно соответствовать определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество баллов в соответствии с интервалами их изменений или используемой формулой.
В действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников, отсутствует. В силу этого, заказчики самостоятельно определяют в Положении и документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусматривают формулу расчета количества баллов или шкалу оценки. Однако данное право заказчика, по смыслу приведенных выше норм Закона о закупках не только не допускает, а напротив, предполагает, что в документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по спорному критерию.
Таким образом, оценка заявок по критерию «Квалификация участника», а именно «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» производится исключительно на основе субъективных мнений членов комиссии. Учитывая выбранный метод сравнения заявок (экспертный метод), а также тот факт, что перечисленные критерии определения наилучшего предложения заказчиком фактически не установлены, результаты такого сопоставления заявок участников принципиально не поддаются объективной оценке и не могут отражать реальных различий в качестве и свидетельствовать о превосходстве одного участника перед другим.
Следовательно, определенная в Документации система оценки заявок участников позволяет АО «Сахатранснефтегаз» (его закупочной комиссии), манипулируя итоговым рейтингом, выбрать победителем любую организацию вне зависимости от ее предложения.
Вместе с тем, как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2012 № 11237/12, организатор торгов в любом случае должен обеспечить их публичность и открытость по составу надлежащих участников, единые и понятные для участников требования к конкурсной документации, процедуре участия в торгах, а также максимально четкие критерии отбора победителя, обеспечивающие сопоставимость поданных участниками предложений, в том числе с учетом реальности их осуществления и эффективности.
Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности представленных документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в подпункте «f» части 1 пункта 33 Информационной карты, подпункте «f» пункта 8 приложения к Положению «Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурентной закупке» надлежащего порядка оценки заявки участника закупок по критерию «квалификация участника», «подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции», что позволило членам закупочной комиссии выставлять баллы по субъективному мнению каждого члена закупочной комиссии, не опираясь на определенные показатели, признаются нарушающими часть 1 статьи 1, пункты 1, 2, 4 части 1 статьи 3, пункт 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Нарушение части 10 статьи 4 Закона о закупках содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях.
В силу положения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки путем осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьями 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а :
1. Признать жалобу ООО «А ГРУПП» на действия (бездействие) АО «Сахатранснефтегаз» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка» (извещение № 31908523575) обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию АО «Сахатранснефтегаз» нарушившей требования части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Оператору электронной площадки, ООО «РТС-Тендер» обеспечить возможность исполнения предписания.
5. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
| ... |
Члены комиссии: |
| ... |
|
| ... |
ПРЕДПИСАНИЕ № 014/07/3-3668/2019
по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 20 января 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...>– заместителя руководителя, начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...> – главного государственного инспектора отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании решения от 20.01.2012 года по делу №014/07/3-3668/2019, вынесенного Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по итогам рассмотрения жалобы ООО «А ГРУПП» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахатранснефтегаз» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка» (извещение № 31908523575), нарушающие законодательство о закупках,
п р е д п и с ы в а е т:
1. Заказчику, закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» в срок до 19 февраля 2020 года устранить нарушение части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», для чего:
1.1. отменить ПРОТОКОЛ-3 № 899/2019 (31908523575) Заседания закупочной комиссии Акционерного общества «Сахатранснефтегаз» г. Якутск от 17 декабря 2019 г., размещенный на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.12.2019;
1.2. провести процедуру оценки и сопоставления заявок участников конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка» (извещение № 31908523575) с учетом замечаний указанных в решении № 014/07/3-3668/2019 по результатам рассмотрения жалобы от 20.01.2020.
2. Заказчику, закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» в течение трех рабочих дней с момента исполнения настоящего предписания представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) подтверждение исполнения настоящего предписания в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих исполнение настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
В соответствии со статьей 51.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия, принявшая предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, по заявлению лица, участвующего в деле, вправе дать разъяснение предписания без изменения их содержания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии: ____________ ...
Члены комиссии: ____________ ...
_____________ ...