Муниципальному заказчику предписано устранить нарушение в аукционной документации на оказание услуг по выполнению функций заказчика-застройщика очистного сооружения в селе Бердигестях Горного улуса

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок по итогам рассмотрения жалобы ООО «ЦентрСтройИнжиниринг» и ООО «Технопрофи» на действия заказчика Администрации МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по выполнению функций заказчика-застройщика, в том числе осуществление строительного контроля (технического надзора) на объекте строительства: «Канализационные очистные сооружения производительностью 300 м3/сут в с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия)») с начальной максимальной контракта 2 906 605,20 рублей предписала отменить все протоколы проведения электронного аукциона, а также внести соответствующие изменения в аукционную документацию и продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Так, в ходе рассмотрения дела представитель ООО «ЦентрСтройИнжиниринг» пояснил, что заказчиком в нарушение действующего законодательства о контрактной системе не установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО. Доводом  заявителя ООО «Технопрофи» стало неправомерное по его мнению отклонение заявки.

По итогам рассмотрения дел комиссия УФАС признала обоснованной жалобу «ЦентрСтройИнжиниринг».

Согласно позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, изложенной в письме от 04.09.2018 № 37059-ТБ/02, строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса.

Исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации, предусмотренное частью 2.1 статьей 52 Кодекса, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по которым не превышает трех миллионов рублей. Такая позиция легла в основу судебной практики, например, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 № 14АП-9225/18.

В соответствии с пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Исходя из расчета начальной (максимальной) цены контракта, затраты службы на строительный контроль на основании проектной документации составляет 2,14%.

Таким образом, стоимость строительства: «Канализационные очистные сооружения производительностью 300 м3/сут в с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия)» будет превышать три миллиона рублей, что подтверждается сводным сметным расчетом.

Поскольку строительный контроль проводится при осуществлении строительства (реконструкции, капитального ремонта), договор, в соответствии с которым исполнитель принимает на себя обязательства выполнить функции строительного контроля также относится к договору о строительстве и в случае его заключения с техническим заказчиком, должен выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Соответственно, членство в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при осуществлении строительного контроля, являющегося предметом данной закупки, будет необходимо. Указанная позиция отражена в письме Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации Союза строительных компаний Урала и Сибири от 20.09.2019 №01130211260.

Вместе с тем, заказчиком в извещении  о проведении аукциона, в аукционной документации не установлено требование к участникам, а также требование к содержанию второй части заявки о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Таким образом, заказчик признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64,  пункт 2 части 5 статьи 66 Закона  о контрактной системе.


Справочно: решение по делам о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок №№  014/06/59-1208/2020, 014/06/59-1233/2020. Извещение № 0116300000720000037.