Установление единственным показателем качества услуг наличие конкретного сертификата, но при этом не носящего обязательный характер, ограничивает количество участников закупки

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Комиссия Якутского УФАС России признала жалобу ООО «Альфагрупп» на действия заказчика ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» при проведении открытого конкурса в электронной форме на  оказание услуги по приемке, хранению, распределению и выдаче (отпуску) продуктов питания в соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 года N105 «О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Республике Саха (Якутия)» (извещение № 0816500000620008959) обоснованной.

Заказчик ГКУ РС (Я) «ЦККЛ и ОГЗ» нарушил часть 1 статьи 8, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Из сути жалобы ООО «Альфагрупп» следовало, что заказчиком неправомерно установлен критерий оценки деловая репутация, которая подтверждается копией добровольного сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 и требованиями СТО.

Просят признать жалобу обоснованной.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила № 1085).

Согласно Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификат соответствия выдается лицом, допущенным в систему добровольной сертификации, зарегистрированным в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с законодательством о техническом регулировании.

То есть, законодательство позволяет участникам закупки проходить сертификацию в любом органе, допущенном в систему добровольной сертификации.

Необходимость получения участником закупки индекса деловой репутации в соответствии с требованиями СТО ставит его в зависимость от субъективного отношения третьих лиц. Кроме того, получение участником закупки данного сертификата с указанием индекса деловой репутации требует дополнительных временных и финансовых затрат со стороны участника закупки.

Комиссия полагает, что критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки сертификата соответствия системы добровольной сертификации нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам конкурса с ограниченным участием в электронной форме, создает неравные условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующие субъекты, имеющие в наличии сертификат соответствия системы добровольной сертификации.

Из пояснений заказчика и уполномоченного учреждения следует, что прохождение участниками закупок сертификации в системе добровольной сертификации представляет ряд дополнительных гарантий о способности исполнять контракт на лучших условиях.

Однако, установление дополнительных гарантий, в виде прохождения участниками закупок сертификации в системе добровольной сертификации, значительно сужает круг участников закупки, в связи с чем противоречит принципу обеспечения конкуренции в контрактной системе.

Кроме того, заказчиком не представлено доказательств, что наличие добровольного сертификата является гарантией исполнения контракта на лучших условиях.

Согласно пункту 3 Правил №1085 "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.

Комиссия приходит к выводу о том, что установление единственным показателем качества услуг наличие конкретного сертификата, но при этом не носящего обязательный характер, ограничивает количество участников закупки, создает преференции отдельным участникам закупки, что противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, действия заказчика нарушают часть 1 статьи 8, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Альфагрупп» признана обоснованной.

Справка: Решение  по делу № 014/06/50-2414/2020 о нарушении законодательства

о контрактной системе в сфере закупок