Требование заказчика АУ РС (Я) «РДИПИ им. Решетникова В.П.» при проведении запроса котировок на поставку хлеба опыта работы с госзаказчиками признали неправомерным

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок, в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрев жалобу ИП <…> на действия заказчика АУ РС (Я) «РДИПИ им. Решетникова В.П.» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку хлеба, в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции), признать жалобу обоснованной.

Заказчику АУ РС (Я) «РДИПИ им. Решетникова В.П.» выдано предписание об устранении допущенных нарушений.

Из сути жалобы ИП Макарова Н.Н. следовало, что заказчиком неправомерно установлены избыточные требования к квалификации участников закупки - опыта работы, связанного с предметом закупки. Заказчиком требовалось: «Отсканированные копии исполненных договоров и актов приема-передачи к ним за последние 2 года (по одному договору с актом приема-передачи товара за каждый год (2019 и 2020 гг.), заключенных по поставке хлеба и хлебобулочных изделий по результатам конкурентной закупки проведенной в соответствии с Федеральными законами 44-ФЗ или 223-ФЗ и с суммами не менее 40% от НМЦД (2997439,52 рублей) настоящей закупки».

Извещение  о проведении закупки в форме запроса котировок в электронной форме было опубликовано в январе текущего года. Начальная (максимальная) цена договора была установлена в размере 2 997 439,52 рублей.

Установлено, на участие в закупке было подано две заявки с ценовыми предложениями. По результатам рассмотрения заявок только одна заявка участника запроса котировок была признана соответствующей требованиям Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

Комиссия антимонопольного органа в своем решении отметила, что требование о наличии у участника закупки опыта работы, связанного с предметом закупки, и деловой репутации и заключенных по результатам конкурентной закупки проведенной в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и/или гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», нельзя рассматривать как объективное и правомерное, поскольку включение в документацию такого требования влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, это нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Подобное требование дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют). Установленное требование означает, что заявку участника, предоставившего подтверждение квалификации в виде опыта успешного выполнения договора по поставке хлеба не для государственных или муниципальных нужд, котировочная комиссия необоснованно отклонит, как несоответствующую требованиям Извещения о проведении закупки. Следовательно, действия заказчика ограничивают права участников закупки.

Таким образом, жалоба ИП Макарова Н.Н. признана обоснованной.

Справка: Решение по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-303/2021; извещение № 32109983262; нарушены пункты 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».