ГБУ РС(Я) "Якутская республиканская клиническая больница" надлежит устранить нарушения при проведении торгов на поставку МФУ

Теги: ГБУ РС(Я)
Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок рассмотрев жалобу ООО «СТК» на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) «ЯРКБ» при проведении электронного аукциона на поставку МФУ для нужд ГБУ РС(Я) "Якутская республиканская клиническая больница", проведя внеплановую проверку осуществления закупки, признала жалобу ООО «СТК» на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) «ЯРКБ» при проведении электронного аукциона на поставку МФУ для нужд ГБУ РС(Я) "Якутская республиканская клиническая больница" обоснованной.

Заказчику ГБУ РС (Я) «ЯРКБ» выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

В ходе рассмотрения дела представители ООО «СТК» пояснили, что указанные заказчиком характеристики товара соответствуют единственному производителю, заказчиком допущены разночтения в Описании объекта закупки и Извещении о проведении электронного аукциона. Доводы жалобы по итогам рассмотрения дела комиссией УФАС подтвердились.

Комиссия Якутского УФАС отмечает, что, если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя.

Комиссия Якутского УФАС также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки.

Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.

При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться предположениями.

На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, и напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.

В то же время включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (п.2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).

Таким образом, установленные Заказчиком вышеуказанные требования к поставляемому товару, влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Также комиссией Якутского УФАС установлено, что в Описании объекта закупки и Извещении заказчиком допущены разночтения по позиции «Скорость черно-белой печати в формате А4, стр/мин» в части указания стандарта ISO/IEC 24734:

Заказчику надлежит внести изменения в аукционную документацию на поставку МФУ для нужд ГБУ РС(Я) "Якутская республиканская клиническая больница" в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом замечаний, изложенных в решении УФАС о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок и продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Справка: Решение  по делу № 014/06/64-393/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок; извещение № 0816500000621001772