ВС РФ поддержал подход ФАС в части запрета на распространение звуковой рекламы

Суд признал незаконным распространение звуковой рекламы на стене здания «Кинотеатр Центральный» в городе Якутске

В 2022 году Якутское УФАС России признало ООО «Оберон» нарушившим Закон о рекламе*. Организация распространяла звуковую рекламу, транслируемую на светодиодном экране, установленном на внешней стене здания АО «Кинотеатр Центральный». Звуковое сопровождение рекламного ролика распространялось через колонки, которые были нестационарно размещены на улице возле входа в кинотеатр.

Согласно Закону о рекламе, распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается.

Общество обжаловало решение и предписание Управления в судебном порядке, сославшись на то, что звуковое оборудование не было закреплено на стенах здания. Суды трех инстанций поддержали позицию общества. 

Однако в сентябре 2023 года Верховный суд Российской Федерации отменил решения трех судебных инстанций и принял новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных ООО «Оберон» требований. 

Верховный суд РФ определил, что одновременное визуальное и слуховое восприятие потребителями рекламных роликов на светодиодном экране привлекает их внимание к звуковой рекламе, которая распространяется единым звукотехническим оборудованием. Трансляция рекламы со звуковым сопровождением в течение длительного времени  создает звуковую нагрузку в общественных местах.

В связи с этим ВС РФ признал ошибочной позицию судов о допустимости распространения звуковой рекламы через колонки. По мнению суда, то, что колонки были размещены на ступенях здания, а не на его стене или крыше, не влияет на вывод о недопустимости распространения звуковой рекламы вблизи указанных объектов. В противном случае, такая позиция нивелирует цель существующего правового регулирования, а также нарушает запрет, установленный Законом о рекламе, и создает угрозу нарушения прав граждан. 

*Положения части 3.2 статьи 19 Закона о рекламе