Разъяснения по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в редакции Федерального закона от 08.11.2008 № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции».

Разъяснения по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в редакции Федерального закона от 08.11.2008 № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции».



1. Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и пользование субъектам малого предпринимательства, общественным организациям и творческим объединениям.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее также договоры), в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно следующими способами:



1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

2) без проведения торгов, в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции;

3) без проведения торгов, в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.



Институт государственной или муниципальной помощи был специально предусмотрен в Законе о защите конкуренции еще в 2006 году для обеспечения законных оснований предоставления органами власти преимуществ, в том числе путем предоставления имущества, отдельным хозяйствующим субъектам. Бесконкурсное предоставление имущества в виде государственной помощи возможно, в том числе, для таких целей, как развитие культуры и сохранения культурного наследия; поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социальное обслуживание населения.

Таким образом, положения Закона о защите конкуренции не препятствуют заключению договоров без проведения торгов (конкурсов или аукционов) с предварительным согласованием ФАС России, в том числе с субъектами малого предпринимательства, общественными организациями инвалидов, художников и иными творческими объединениями в целях, указанных в статье 19 Закона о защите конкуренции.



Также, в целях поддержки малого и среднего бизнеса в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. При проведении торгов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, включенного в указанные перечни, ФАС России считает непротиворечащим антимонопольному законодательству, в том числе статье 17 Закона о защите конкуренции, случаи, когда к участию в данных торгах допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на которых распространяется Закон № 209-ФЗ.

Таким образом, положения Закона о защите конкуренции в целом и статьи 17.1 в частности не препятствуют осуществлению государственной или муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.



Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2008 № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - Закон № 195-ФЗ о внесении изменений) до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Закона №209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 года.



Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

Таким образом, статья 17.1 Закона о защите конкуренции не ввела новый порядок передачи прав на государственное или муниципальное имущества, а лишь урегулировала особенности данной процедуры.



2. Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование на несколько часов, дней.

Законом № 195-ФЗ о внесении изменений из-под действия статьи 17.1 Закона о защите конкуренции выведены случаи предоставления государственного или муниципального имущества во временное владение и (или) пользование на срок не более чем тридцать календарных дней. При этом предоставление указанных прав на государственное или муниципальное имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается (пункт 4 частей 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).



3. Состав имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, заключение договоров в отношении которого осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам торгов.



3.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из вышеизложенного, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, получает согласие собственника этого имущества, в том числе в виде задания собственника и определения целей деятельности учреждения, а также назначения переданного в оперативное управление имущества. Таким образом, заключение договоров в отношении любого государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.



3.2. В соответствии с частью 1 статьи 297 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Таким образом, заключение договоров в отношении любого государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве оперативного управления за казенным предприятием, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.



3.3. В соответствии с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия не вправе распоряжаться принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника.

Таким образом, положения части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи заключения договоров только в отношении недвижимого государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями.



4. Заключение договоров с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Законом № 195-ФЗ о внесении изменений предусмотрено, что требования статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяются на предоставления указанных прав на государственное или муниципальное имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации (пункт 3 частей 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).



5. Применение положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции к сделкам по приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Таким образом, при приватизации осуществляется продажа государственного и муниципального имущества. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, по договору купли-продажи происходит передача прав владения, пользования и распоряжения имуществом. Статья 17.1 Закона о защите конкуренции регулирует порядок заключения только договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и (или) муниципального имущества.

Таким образом, положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на сделки по приватизации государственного и (или) муниципального имущества, которые, в соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.



6. Заключение на новый срок договоров, в том числе договоров аренды, заключенных до вступления в силу статьи 17.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.

Исходя из вышеизложенного, договоры, которые были заключены до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, признаются действующими до установленного в них срока. С момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение без проведения торгов договоров на новый срок, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок договоров, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.



7. Реализация преимущественного права арендатора на заключение договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества на новый срок, предусмотренного статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором. Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен особый порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, а именно, по результатам торгов.

Таким образом, преимущественное право арендатора может быть реализовано при проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества.

Так, например, при проведении конкурса арендатор, в случае одновременного предложения им и другим участником (участниками) равных лучших условий по конкурсу (т.е. при прочих равных условиях), признается победителем, и с ним заключается договор аренды на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае если кто-либо из участников конкурса предложит условия лучшие, чем арендатор, то договор аренды заключается с лицом, предложившим наилучшие условия.

При этом, статья 621 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает исключительно преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имуществом. Таким образом, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются исключением, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и не является основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов.



8. Требования к порядку проведения торгов на право заключения договоров до его установления Правительством Российской Федерации.

8.1. Порядок проведения торгов

До установления указанного в части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядка проведения конкурсов или аукционов конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях), а аукционы на право заключения таких договоров - в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации).

При этом антимонопольный орган руководствуется тем, что аукцион на право заключения договоров передачи имущества проводится в соответствии с порядком, установленном статьей 18 Закона о приватизации для продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, а конкурс - в соответствии с порядком, установленном главой 3 Закона о концессионных соглашениях.

До установления Правительством Российской Федерации перечня случаев заключения договоров путем проведения торгов в форме конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, собственник государственного или муниципального имущества или уполномоченный им обладатель имущественного права самостоятельно определяет форму проведения торгов (конкурс или аукцион).



8.2. Заключение договора с единственным участником торгов.

Заключение договора с единственным участником торгов: аукциона, проведенного в соответствии со статьей 18 Закона о приватизации, или конкурса, проведенного в соответствии с порядком, установленном главой 3 Закона о концессионных соглашениях; при соблюдении требований Закона о защите конкуренции, в том числе антимонопольных требований к торгам, и признанных несостоявшимся, не является нарушением антимонопольного законодательства.



8.3. Сроки проведения торгов.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрены сроки, в которые необходимо проводить торги на право заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества.

Торги в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции могут проводиться, в том числе, и до момента истечения срока действующего договора, но с учетом того, что договор аренды на новый срок должен быть заключен по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. При этом по результатам проведения торгов государственное или муниципальное имущество должно быть передано свободным от прав третьих лиц, за исключением случаев, когда оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.



8.4. Организатор торгов. Согласно пункту 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или уполномоченный им обладатель имущественного права.



8.5. Необходимость утверждения прогнозных планов (программ) по проведению торгов Законодательством Российской Федерации не установлена необходимость утверждения прогнозных планов (программ) по проведению торгов на право заключения договоров, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.



8.6. Условие об оплате задатка

Законом о концессионных соглашениях не регулируется порядок установления размера задатка при проведении конкурса, поэтому размер задатка и обязанность его внесения определяются собственником имущества или уполномоченным им обладателя имущественного права. При проведении аукциона задаток определяется в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона о приватизации и устанавливается в размере двадцати процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и (или) муниципального имущества, но не более чем 4,5 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.



8.7. Определение начальной (минимальной) цены лота, «шага аукциона»

Поскольку Закон о концессионных соглашениях и Закон о приватизации не регулируют порядок определения начальной (минимальной) цены контракта (цены лота), «шага аукциона», они устанавливаются собственником имущества или уполномоченным им обладателем имущественного права самостоятельно.



8.8. Срок подписания договора, заключенного по результатам торгов.

Согласно пункту 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.



8.9. Проведение оценки государственного или муниципального имущества перед проведением торгов.

Проведение оценки объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, является обязательным при их вовлечении в сделку согласно статье 8 Федерального закона от 29.07.98 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в частности в целях их передачи в доверительное управление либо передачи в аренду. Данное положение также распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, если распоряжение этим имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества. Согласно статье 5 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к объектам оценки относятся, в том числе, вещные права на имущество.



9. Передача арендуемого имущества в субаренду и безвозмездное пользование.

Положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции применяются к заключению любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Следовательно, заключение договоров субаренды, передачи арендованного муниципального имущества в безвозмездное пользование также должно осуществляться по результатам проведения торгов.



10. Заключение договоров безвозмездного пользования.

Договоры безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом могут быть заключены как по результатам проведения аукционов, так и по результатам проведения конкурсов.

В случае проведения аукциона на право заключения данного договора, предметом аукциона является право заключения договора. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право заключения договора безвозмездного пользования. При проведении конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования собственником государственного или муниципального имущества или уполномоченным им обладателем имущественного права устанавливаются критерии определения победителя данного конкурса , среди которых может быть, в том числе, и цена за право заключения договора безвозмездного пользования.



11. Заключение договора аренды с субарендатором. Заключение договора аренды с субарендатором на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды, в связи с досрочным прекращением договора аренды, предусмотренное пунктом 1 статьи 618 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку данный случай является исключением, предусмотренным пунктом 1 частей 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с Законом № 195-ФЗ о внесении изменений.