Состоялось очередное заседание Президиума коллегии ФАС России

Кроме того, В.Путин и И.Артемьев на встрече затронули реформу системы госзаказ. В последнее время на существующее законодательство, регулирующее размещение госзаказов, обрушилась волна критики. Причем, как отметил глава ФАС России, если раньше речь шла в основном о сопротивлении недобросовестных чиновников, то сейчас появилась обоснованная критика закона «О размещении заказов…» со стороны экспертов. ФАС России должна внимательно прислушиваться к конструктивной критике и работать с ней для того, чтобы не оказаться в изоляции. Именно поэтому И.Артемьев обратился к В.Путину с просьбой обратить внимание на сферу госзаказа, разобраться в сложившейся ситуации и высказать свое мнение, которым в дальнейшем могли бы руководствоваться в своей работе контролирующие органы. И.Артемьев рассказал участникам заседания Президиума коллегии о визите делегации ФАС России в Париж, где на 107-м заседании комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был представлен доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации». «ФАС России выпала честь начать процесс вступления нашей страны в эту международную организацию» - заявил И.Артемьев. Для этого необходимо пройти через одобрение более, чем 20 комитетов, один из которых – комитет по конкуренции. После презентации доклада делегация ФАС России более 4 часов отвечала на вопросы руководителей конкурентных ведомств разных стран, касающиеся практики применения антимонопольного законодательства в Российской Федерации. Окончательное решение комитета о готовности России ко вступлению в ОЭСР будет вынесено в феврале 2010 года, однако, по мнению И.Артемьева, уже сейчас можно сказать, что оно вероятнее всего будет положительным. В то же время, эксперты ОЭСР дали ряд важных рекомендаций, которыми ФАС России будет руководствоваться в дальнейшем развитии антимонопольной политики. Во-первых, антимонопольным органам следует сосредоточиться на борьбе с горизонтальными картелями, которые являются наиболее опасным видом правонарушения в экономической сфере, в отличие от вертикальных соглашений, вред от которых не так существенен. Во-вторых, ФАС России следует обратить внимание на чрезмерное количество дел, связанных с злоупотреблением доминированием. Это вызвано с тем, что некоторые нормы 10 статьи ФЗ «О защите конкуренции» связаны не столько с ограничением конкуренции, сколько с ущемлением прав и интересов хозсубъектов. И.Артемьев высказал предположение, что в дальнейшем будет иметь смысл разделить эти два вида нарушений и пересмотреть подход к санкциям – например, установить фиксированные размеры штрафов за злоупотребление доминирующим положением, не связанным с ограничением конкуренции на рынке. Кроме того, И.Артемьев, обратился к аналитическому управлению с поручением рассмотреть возможность по-разному оценивать в рамках системы ведомственной отчетности дела в отношении горизонтальных или вертикальных соглашений, злоупотреблений доминированием, ограничивающих конкуренцию или ущемляющих чьи-либо интересы. Глава ФАС России особо подчеркнул, что вдумчивое применение антимонопольного законодательства сейчас получает особое значение в свете вступления в силу новой редакции 178 статьи. Усиление нашего ведомства, получение такого мощного оружия на фоне расплывчатости формулировок некоторых норм закона вызывает обеспокоенность бизнеса. Это проявилось, в том числе, в нашумевшем обращении представителей РСПП к Президенту. И.Артемьев призвал спокойно и с пониманием относиться к этому.