Апелляционный суд подтвердил правоту Якутского УФАС России в признании рекламы сотовых телефонов с использованием образа полуобнаженной части женского тела непристойной и оскорбительной.

Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от «08» февраля 2011 года по делу №А58-7608/2010 оставлено  без изменения, апелляционная жалоба ООО «ТелМарт Якутск без удовлетворения. 

Суть дела, в июле 2010 г. решением Якутского УФАС России наружная реклама сотовых телефонов: «Наши цены еще короче», с использованием непристойного, неэтичного образа, распространенная на рекламных конструкциях, установленных на территории г. Якутска, признана ненадлежащей нарушающей требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Рекламодатель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, к штрафу.
Не согласившись в решением антимонопольного органа Общество, обратилось в Арбитражный суд, 01.03.2011 г. решением Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) отказано в удовлетворении заявленных ООО «ТелМарт Якутск» требований о признании недействительным решения Якутского УФАС России о признании ненадлежащей рекламы сотовых телефонов, реализуемых в магазине «ТеlМарt», сумма административного штрафа определена в размере 100 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности указанные доказательства по своему внутреннему убеждению, обоснованному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании указанных доказательств, отклонил довод апелляционной жалобы о том, что объектом рекламирования является ООО «ТелМарт Якутск», а также довод о том, что Общество не выступает в данном случае рекламодателем.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным выводы антимонопольного органа и суда первой инстанции о том, что ООО «ТелМарт Якутск» в данном случае является рекламодателем, т.е. продавцом рекламируемого товара и определившим объект рекламирования и (или) содержание указанной рекламы лицом, а также изучив содержание рекламы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что содержание данной рекламы не содержит сведений о том, что объектом рекламирования является ООО «ТелМарт Якутск».
По мнению суда апелляционной инстанции, Управление Федеральной антимонопольной службы и суд первой инстанции правомерно пришли к выводу о том, что данная реклама концентрирует внимание потребителей рекламы сотовых телефонов не на имеющемся их образе, а на частично обнаженной женской части тела, о чем указывает размер данного образа, степень оголенности и характер изгиба женского тела. При этом, имеющаяся на рекламе стрелка, а также взгляд зверька концентрируют внимание потребителей данной рекламы на полуобнаженной части женского тела (ягодицах) имеющих характерные для этой части тела анатомические особенности.
Суд апелляционной инстанции указал, следующее, что образ полуобнаженной части женского тела, используемый в рекламе сотовых телефонов является вульгарным в условиях их публичного размещения играет на примитивных чувствах людей, нарушает общепринятые нормы и ценности, унижая человеческое достоинство женщины, формирует потребительское отношение к ней, на публичное обозрение выносятся объекты, которые связаны с понятиями красоты, подрывает сложившиеся в России моральные принципы и устои. Кроме того, в рекламном контексте с изображением полуобнаженной части женского тела, к изображению которого направлена стрелка от слов «Наши цены еще короче» использован двусмысленный текст: «Наши цены еще короче», который  явно ассоциируется у потребителей рекламы с изображенной частью женского тела, а не с рекламой сотового телефона, что оскорбляет чувства граждан, нарушает общепринятые нормы морали, гуманности, нравственности.
При этом, как правильно указано судом первой инстанции спорное рекламное изображение не содержит никаких сведений о характеристиках, качестве либо иных потребительских свойствах рекламируемых сотовых телефонов, а внимание потребителей рекламы к товару формируется не описанием качества сотовых телефонов, а изображением полуобнаженной части женского тела без какой-либо привязки данного образа к объекту рекламирования.
Факт того, что данная реклама является непристойной и оскорбительной для населения, проживающего на территории города Якутска подтверждается также отрицательными отзывами жителей города о данной рекламе, полученными в ходе социологического опроса на основании, которого Социологическая лаборатория ФЭИ ЯГУ выдано экспертное заключение.
Данное экспертное заключение расценено судом как мнение специалиста в области изучения общественного мнения и не является определяющим критерием в признании данной рекламы как ненадлежащей.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, исходя из принципа справедливости и соразмерности, а также при отсутствии в действиях Общества отягчающих вину обстоятельств, правомерно определил минимальный размер административного штрафа в размере 100 000 рублей