Состоялась пресс-конференция по "третьему антимонопольному пакету"

Изменены требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, критериям монопольно высокой цены, закреплено право Правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий.

Уточнены понятия «хозяйствующий субъект», «координация экономической деятельности», «ограничение конкуренции», «государственные и муниципальные преференции» и др., вводится новое понятие «лицо, являющееся объектом экономической концентрации».
Внесены поправки в критерии определения монопольно высокой цены товара. В частности, цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, сформированной на товарной бирже, торги на которой организованы с учетом антимонопольных правил. При определении монопольно высокой цены товара могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен на мировых рынках аналогичного товара.
Установлено, что запреты на согласованные действия, хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, не распространяются на хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает 20 % и при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает 8 %.
Предоставление преференции, возможно, только таким субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют основным направлениям поддержки, определенным федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Антимонопольный орган может выдать обязательные для исполнения предписания организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии об устранении нарушений порядка проведения торгов, заключения договора по результатам торгов или в случае, когда торги признаны несостоявшимися, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, об аннулировании торгов и т.п.
Закон наделил антимонопольный орган вести реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, и должностных лиц органов исполнительной власти, привлеченных к административной ответственности за нарушение ст. 14.9 КоАП РФ (Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления).
Закон дает право антимонопольному органу выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Существенно повышены значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий. Одновременно вдвое повышаются пороговые значения активов компаний по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях.
Уточнены порядок рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства, перечень информации, необходимой для отражения в таком заявлении. Предусматривается необходимость проведения предварительного анализа состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках.
Ольга Ярыгина, заместитель руководителя Якутского УФАС России подчеркнула, что реализация пакета позволит внедрить в систему антимонопольного регулирования лучшие зарубежные практики, связанные с пресечением картелей, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Эффективность антимонопольного законодательства – залог успешного развития экономики нашей страны.