Арбитражный суд: Решение и предписание Якутского УФАС России в отношении ОАО АК «Якутскэнерго обоснованно

Теги: ОАО АК; ОАО

АРбитражный суд Республики Саха (Якутия) подтвердил законность вынесеннных решения и предписания Якутского УФАС России в отношении ОАО АК «Якутскэнерго».

Не согласившись с указанными актами, компания обратилась в суд  с заявлением о признании их недействительным.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено по заявлению ОАО АК «Алроса», которое указывало на неправомерное уклонение ОАО «Якутскэнерго» от введения приборного учета электрической энергии, выразившиеся в отказе в приемке уже установленных приборов учета, что позволяет необоснованно взимать оплату электрической энергии в объеме, фактически не используемом компанией.

ОАО АК «Алроса», являясь покупателем производимой ОАО АК «Якутскэнерго» электрической энергии по договору энергоснабжения, просила принять приборы учета в качестве коммерческих для учета потребляемой электроэнергии на объектах структурного подразделения ОАО АК «Алроса» в пос. Айхал, руководствуясь положениями Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающими обязанность пообъектного оснащения приборами учета электрической энергии.

ОАО АК «Якутскэнерго» в обоснование своей позиции, ссылалось на положения пункта 1 статьи 13 Закона об энергоснабжении, согласно которому требования статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного энергоснабжения. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены, указанным законом или иными нормативно-правовыми актами РФ, исполнение требований статьи 13 в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам, либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

Согласно пункту 3.2 Правил учета электрической энергии, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ, Министерством строительства РФ и зарегистрированных Министерством юстиции РФ 24.10.1996 № 1182, учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности сети.

Пунктом 143 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (действующих в период обращения заявителя к ответчику) установлен порядок определения объема потребленной электрической энергии, в случае если прибор учета электрической энергии расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей.

Вышеприведенные положения нормативных правовых актов свидетельствуют о том, что приборы учета электрической энергии могут устанавливаться не только на границе балансовой  принадлежности, но и в других местах и в частности в местах подключения объектов к системам центрального снабжения энергетическими ресурсами либо в местах подключения смежных объектов.

Кроме того, из положений пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, граница балансовой принадлежности определяется по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральным законом основаниям.

Поскольку отсутствуют доказательства принадлежности объектов электросетевого хозяйства ОАО АК «Алроса» на праве собственности или ином вещном праве следует что, после вступления в силу Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, границы балансовой принадлежности подлежали определению с учетом требований пункта 2 вышеуказанных Правил, а именно с учетом признаков собственности или владения соответствующими объектами.

Таким образом, решением Комиссии Якутского УФАС по РС (Я) ОАО АК «Якутскэнерго» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) решил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Справка: часть 1 статьи 10 устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.