ОАО «Саханефтегазсбыт» прекратило нарушать антимонопольное законодательство

Комиссия Якутского УФАС России прекратило производство по делу возбужденному по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Саханефтегазсбыт» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Дело было возбуждено по заявлениям ЗАО «Иреляхнефть» и АК «АЛРОСА».

ЗАО «Иреляхнефть» в заявлении указывал на то, что в результате ценовых манипуляций с тарифами на территории Ленского района республики на приемо-складские операции по нефти, ОАО «Саханефтегазсбыт» создает препятствия для ЗАО «Иреляхнефть», влекущие для заявителя невозможность конкурировать по цене с другими нефтедобывающими компаниями, которые, в частности, территориально работают через Олекминскую нефтебазу и ссылался на значительное увеличение тарифа в 2013году по сравнению с 2009 годом.

Следом за заявлением Иреляхнефть поступило заявление Акционерной компании «Алроса» (ОАО) об установлении монопольно высокой цены при установлении тарифов на приемо-складские операции (далее – ПСО) на 2013 г. на Ленской и Нюрбинской нефтебазах.

Однако в ходе рассмотрения дела доводы заявителей о нарушении антимонопольного законодательства не подтвердились. Анализ тарифов ОАО «Саханефтегазсбыт» на услуги по приемо-складским операциям показал, что для безубыточной работы ОАО «Саханефтегазсбыт» необходимая валовая выручка по основным видам деятельности (услуги по приемо-складским операция, хранению и реализации нефтепродуктов) на расчетный период действия тарифов включает в себя возмещение обоснованных расходов и формирование необходимого размера прибыли. Распределение необходимой валовой выручки, после исключения из общей суммы необходимой валовой выручки размера прямых плановых расходов АЗС с учетом необходимой прибыли, производится по доле плановых объемов переработки по видам услуг и реализации нефтепродуктов в общем плановом объеме.   

Комиссией установлено, что ОАО «Саханефтегазсбыт» утвердил Порядок   определения тарифов на услуги по приемо-складским операциям и хранению нефтепродуктов на нефтебазах ОАО «Саханефтегазсбыт», утвержденным Советом директоров ОАО «Саханефтегазсбыт» протокол № 01 от 04.02.2013 г. Необходимость принятия данного Порядка возникла, со слов представителей ОАО «Саханефтегазсбыт»,  после неоднократных решений антимонопольного органа о признании Общества нарушителем антимонопольного законодательства. 

Ольга Ярыгина, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля поясняет: «Напомним, что с 2010 по 2013 год Якутским УФАС России возбуждалось 5 дел и принималось решений о нарушении ОАО «Саханефтегазсбыт» антимонопольного законодательства. По материалам дел о нарушении антимонопольного законодательства вынесено 5 постановлений о привлечении ОАО «Саханефтегазсбыт» к административной ответственности на общую сумму – 29 076 490,00 рублей. 

Все решения антимонопольного органа были обжалованы ОАО «Саханефтегазсбыт» в Арбитражном суде. По результатам проверки обоснованности и законности судом решений антимонопольного органа, суды отказали ОАО «Саханефтегазсбыт» в удовлетворении требований об отмене актов принятых Якутским УФАС в полном объеме».

20 мая 2014 года Комиссия антимонопольного органа по результатам рассмотрения дела пришла к выводу, что в действиях ОАО «Саханефтегазсбыт» по установлению тарифов по приемо-складским операциям на 2013 г. не усматриваются признаки установления  монопольно высокой цены, поскольку цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, не превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.