О специализации Якутского УФАС России

Якутское УФАС России является исполнителем по теме специализации: «Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства Российской Федерации при рассмотрении дел по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона №135 «О защите конкуренции», в том числе связанного с предоставлением государственных и муниципальных преференций». 
Якутское УФАС России предлагает для ознакомления правоприменительную практику по данной теме специализации. 
1. Якутским УФАС России 19.06.2014г. по делу №02-27/14А принято решение о признании Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Суть нарушения: Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), обладая полномочиями по отбору заготовителей рыбы, необоснованно ссылаясь на отсутствие промышленной квоты вылова рыбы или разрешения на вылов омуля в общем объеме не менее 1000 тонн, отказало в допуске к участию в отборе заготовителей рыбы на 2014 год Сельскохозяйственному  производственно-сбытовому кооперативу «Булун балыксыта», тем самым нарушило часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Неправомерные действия государственного органа привели к тому, что кооператив фактически лишился возможности заключения договоров с рыболовецкими хозяйствами, претендующими на право получения субсидии, на возмещение части расходов в связи с промышленным выловом рыбы.   
В ходе рассмотрения дела установлено, что государственным органом принято Положение регламентирующее порядок и критерии отбора заготовителей рыбы в Республике Саха (Якутия).
Пунктом 4 положения установлены требования для получения статуса заготовителя рыбы на 2014 г., наличие материально-технической базы по переработке и хранению рыбы, отвечающей ветеринарным и санитарно-гигиеническим требованиям; наличие промышленной квоты вылова рыбы или разрешений на вылов омуля у учредителей или пайщиков организации в общем объеме не менее 1000 тонн; заготавливать рыбу у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и формирований коренных малочисленных народов Севера (далее – промысловые хозяйства), имеющих квоту на промышленный вылов рыбы или разрешения на вылов омуля и т.д.
Согласно протоколу комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) по отбору заготовителей рыбы на 2014 год. №99 от 27.03.2014 г. (далее – протокол комиссии) всего поступило 5 заявлений от следующих организаций:
1. СХПК «Жиганский»;
2. ООО «Сайдыы»;
3. РСХППК «Рыба Арктики»;
4. СХПСК «БулунБалыксыта»;
5. ООО «Рыба Якутии»;
Согласно приложению №2 к протоколу комиссии:
ООО «Сайдыы» отказано в участии в отборе заготовителей рыбы на 2014 г. по причине отсутствия материально-технической базы промышленной переработки рыбы; отсутствия магазинов, торговых точек сбыта рыбной продукции; отсутствия промышленной квоты вылова рыбы или разрешения на вылов омуля у учредителей и пайщиков организации в общем объеме не менее 1000 тонн.
СХПК «Жиганский» отказано в участии в отборе заготовителей рыбы на 2014 г. по причине отсутствия промышленной квоты вылова рыбы или разрешения на вылов омуля у учредителей и пайщиков организации в общем объеме не менее 1000 тонн.
СХПСК «Булун Балыксыта» отказано в участии в отборе заготовителей рыбы на 2014 г. по причине отсутствия промышленной квоты вылова рыбы или разрешения на вылов омуля у учредителей и пайщиков организации в общем объеме не менее 1000 тонн.
ООО «Рыба Якутии» отказано в участии в отборе заготовителей рыбы на 2014 г. по причине отсутствия магазинов, торговых точек сбыта рыбной продукции; отсутствия ходатайства главы муниципального образования; отсутствия промышленной квоты вылова рыбы или разрешения на вылов омуля у учредителей и пайщиков организации в общем объеме не менее 1000 тонн.
Комиссия Якутского УФАС России, ознакомившись с приказом Министерства охраны природы РС (Я) от 20.12.2013 № 01-05/1-467 «О распределении квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов между пользователями для осуществления промышленного рыболовства на 2014 год» установила, что пользователи, осуществляющие промышленное рыболовство, не могут принять самостоятельное участие в отборе заготовителей рыбы на 2014 г. 
Участие в отборе могут принять лишь кооперативы, имеющие квоты промышленного вылова рыбы или разрешений на вылов омуля у учредителей или пайщиков организации в общем объеме не менее 1000 тонн.
В Республике Саха (Якутия) действует утвержденная Указом Президента РС (Я) от 07.10.2011 № 934 Государственная Программа РС (Я) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы" (далее – Программа).
Финансирование указанной Программы предусмотрено Законом РС (Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год» от 05 декабря 2013 г. № 1232-З N 19-V.
В рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2014 г. № 38 «О правилах предоставления в 2014 г. субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» (далее по тексту – Постановление Правительства № 38)  определены Правила предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в Республике Саха (Якутия).
В соответствии с приложением №5 к Постановлению Правительства № 38 в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие промышленный вылов рыбы имеют право на получение субсидии на возмещение части затрат по промышленному вылову рыбы на 2014 г.
В  соответствии с пунктом 3.3.3 Правил, заготовительные организации, при сдаче которым, лицо, которое занимается промышленным рыболовством, имеет право претендовать на получение субсидии, – отбираются Министерством сельского хозяйства и производственной политики Республики Саха (Якутия).
В соответствии с Положением «О Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)» Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
К полномочиям Министерства относятся в том числе:
выработка и реализация сельскохозяйственной и продовольственной политики в области агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия), включая пищевую и перерабатывающую промышленность и продовольственное обеспечение;
Участие в реализации федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ федеральных органов государственной власти Российской Федерации, государственных программ Республики Саха (Якутия) по сферам деятельности, отнесенных к ведению Министерства;
Осуществление полномочий главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
Приведенные выше нормы закона свидетельствовали о том, что Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) как исполнительный орган власти имел полномочия определять требования к участникам отбора заготовителей рыбы на 2014 г.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" - действия органов государственной власти являются не противоречащими антимонопольному законодательству, если имеется конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу осуществить данные действия.
Установление условий отбора, в том числе требования о наличии квоты промышленного вылова рыбы не менее 1 000 тонн у участников отбора, входит в компетенцию Министерства. Наличие данного условия не может приводить к ограничению, устранению, недопущению конкуренции поскольку рыболовецкие хозяйства могут объединиться в потребительские кооперативы и в совокупности представить объем промышленного вылова рыбы не менее 1000 тонн. Вышеуказанный вывод подтверждается обстоятельствами дела: РСХППК «Рыба Арктики» и   СХПСК «БулунБалыксыта» при подаче заявок указали указанный объем промышленного вылова рыбы не менее 1 000 тонн.
На рассмотрении дела представители государственного органа ссылались на то, что комиссия по отбору заподозрила СХПСК «Булун балыксыта» в представлении недостоверных  сведений.     
Согласно пункту 2.2 Положения «О комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольственной  политики Республики Саха (Якутия) по отбору заготовителей рыбы на 2014 г.» (далее по тексту – Положение о комиссии) в задачи комиссии входит:
Обеспечение объективности при рассмотрении заявок на участие в отборе и определении заготовителей в соответствии с нормативными правовыми актами Заказчика и настоящим положением, соблюдение принципов прозрачности, конкурентности, равных условий при отборе;
Устранение возможностей злоупотребления при организации заготовок рыбы;
Пункт 5 устанавливает обязанности комиссии, в том числе обязанность проверки соответствия участников отбора предъявляемым к ним требованиям, установленным конкурсной документацией отбора заготовителей продукции;
Согласно пункту 5.2 Положения о комиссии комиссия вправе потребовать от участников представления разъяснений положений поданных ими заявок на участие в отборе заготовителей.
Комиссией Якутского УФАС установлено, что документарных подтверждений об истребовании комиссией договоров, заключенных между СХПСК «Булун балыксыта» и ассоциированными членами кооператива, - не представлено.
При этом представителем СХПСК «Булун балыксыта» отрицается факт истребования вышеуказанных договоров.
Рассмотрев представленные доказательства и доводы сторон, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу, что отказ Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) СХПСК «Булун балыксыта» в участии в отборе заготовителей рыбы на 2014 г. на основании того, что у СХПСК «Булун балыксыта» отсутствует  промышленная квота вылова рыбы или разрешения на вылов омуля у учредителей или пайщиков организации в общем объеме не менее 1000 тонн является необоснованным.
Согласно пункту 17 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»  признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) по необоснованному отказу СХПСК «Булун балыксыта»  в допуске  по отбору заготовителей рыбы на 2014 год  подпадают под признаки ограничения конкуренции.
Поскольку, в результате неправомерных действий Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) СХПСК «Булун балыксыта» фактически лишается возможности заключения договоров с рыболовецкими хозяйствами, претендующими на право  получения субсидии, на возмещение части расходов в связи с промышленным выловом рыбы.
На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу, что действия Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) по отбору рыбозаготовителей в 2014 г. образуют состав нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного отказа в допуске СХПСК «Булун балыксыта» отвечающего всем критериям отбора.
Не согласившись с решением антимонопольного органа Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия). Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-3679/2014  от 14 октября 2014г. в удовлетворении заявленных требований министерства отказано в полном объеме. Решение вступило в законную силу.  
2.  Якутским УФАС России 28 марта 2013г. по делу № 02-11/13А, №02-12/13А, №02-13/13А, №02-14/14А принято решение о признании Министерства образования Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» -   предоставление государственной преференции без согласования антимонопольного органа негосударственным образовательным учреждениям, с целью развития образования и науки, путем передачи субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на общую сумму – 1 916 000,00 рублей.
14 февраля 2013г. в Управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление Министерства образования Республики Саха (Якутия) о даче согласия на предоставление государственной преференции Негосударственным образовательным учреждениям. 
В  ходе рассмотрения заявления, установлено, что вместо проекта акта о предоставлении государственной преференции приложен утвержденный министром приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2012г. №01-16/5653 «Об увеличении субсидии негосударственным общеобразовательным учреждениям на повышение заработной платы работников административно-хозяйственного, педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, непосредственно связанных с образовательным процессом в рамках установленного государственного задания в 2012 году» с приложением «Распределение средств субсидии негосударственным образовательным учреждениям на повышение заработной платы работников в 2012г.»: 
1. Негосударственное образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад» г. Якутск, Республики Саха (Якутия) в размере 340 000,00 рублей;
2. Частное общеобразовательное учреждение «Авторская основная общеобразовательная школа Говоровой А.И. – Будищевой Н.Н.» г. Якутск, Республики Саха (Якутия) в размере 352 000,00 руб.    
3. Автономная общеобразовательная некоммерческая организация  «Гуманитарный лицей» г. Якутск, Республики Саха (Якутия) в размере 756 000,00 руб.
4. Негосударственное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия во имя Святого Иннокентия митрополита Московского» г. Мирный, Республики Саха (Якутия) в размере 468 000, 00  рублей;
ИТОГО: 1 916 000, 00 рублей.
При рассмотрении дела Комиссией установлено, что под исключения когда предварительное согласие антимонопольного органа не требуется, которые перечислены в части 3 ст. 19 Закона О защите конкуренции данный случай не подпадает. Кроме того, не подпадает под исключение установленное п. 5 ч. 4 статьи 19 Закона О защите конкуренции - предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка. Поскольку из материалов дела установлено, что Министерство образования Республики Саха (Якутия) предоставило субсидии только четырем вышеуказанным в приказе хозяйствующим субъектам. При этом на территории Республики Саха (Якутия) осуществляют образовательную деятельность в соответствии лицензией на право ведения образовательной деятельности по общеобразовательному направлению образовательной программы (вид образовательной программы - основная) всего 8 образовательных учреждений.
Комиссия пришла к выводу, что предоставление субсидий Министерством образования Республики Саха (Якутия) негосударственным образовательным учреждениям  по приказу Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 19.12.2012г. №01-16/5653 «Об увеличении субсидии негосударственным общеобразовательным учреждениям на повышение заработной платы работников административно-хозяйственного, педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, непосредственно связанных с образовательным процессом в рамках установленного государственного задания в 2012 году» подпадает под понятие государственная преференция.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Министерством образования Республики Саха (Якутия) созданы неравные условия для получения государственной поддержки в виде субсидии, на рынке образовательных услуг, а именно субсидии несколько лет подряд получают одни и те же лица. 
В связи с тем, что переданные средства использованы на оплату заработной платы работников негосударственных образовательных учреждений непосредственно связанных с образовательным процессом, Комиссия решила не выдавать предписание о принятии мер по возврату средств.
По результатам рассмотрения дела должностное лицо заместитель министра  образования Республики Саха (Якутия) привлечен к ответственности в виде наложения штрафа по статье 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановление исполнено.  
 Анализ выявленных нарушений позволяет сделать вывод о том, что органы власти  при реализации своих полномочий по распределению субсидий, денежных средств, имущества не всегда создают равные условия для хозяйствующих субъектов претендующих на получения этих благ. 
Имеются факты создания преимущественных условий для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов подведомственных государственному или муниципальному органу. Установленные критерии и условия предоставления субсидий не позволяют участвовать в отборе субъектам малого и среднего предпринимательства. Однако, в соответствии с абзацем 2 пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" - действия органов государственной власти являются не противоречащими антимонопольному законодательству, если имеется конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу осуществить данные действия. Таким образом, несмотря на то, что указанные действия не способствуют развитию конкуренции, они не будут считаться нарушением антимонопольного законодательства. 
 
 
               
 
Ответственное лицо за реализацию специализации:  Дураева Намина Саввична, заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России.