Ответы гражданам, записавшихся на личный прием к руководителю Якутского УФАС России в приемной Президента РФ

1.О росте цен на продукты питания

 

Заявительница Ц. просит оказать содействие в контролировании роста цен на продукты питания. Утверждает, что в настоящее время во многих магазинах резко увеличены цены н продукты питания

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках своих полномочий и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» проводит мониторинг:

- отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров, хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. В данный мониторинг включены 7 хозяйствующих субъектов.

       - отпускных цен на социально значимые продовольственные товары по наиболее крупным торговым сетям и поставщикам в торговые сети г. Якутска. Данный мониторинг проводится по 6 хозяйствующим субъектам.

В 2014 г. было рассмотрено 4 заявления на высокие цена на продовольственные товары, по итогам рассмотрения, которых признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено.

Местные торговые сети и поставщики указывают на рост цен у поставщиков, находящихся за пределами Республики Саха (Якутия), в связи, с чем Якутским УФАС России была направлена данная информация в ФАС России и территориальные управления ФАС России (Московское УФАС России, Санкт – Петербургское УФАС России, Московское областное УФАС России, Ростовское УФАС России, Ленинградское УФАС России, Челябинское УФАС России, Владимирское УФАС России, Томское УФАС России и Приморское УФАС России) для рассмотрения вопроса обоснованности повышения отпускных цен. По результатам контрольных мероприятий, проведенных указанными территориальными органами ФАС России, признаков нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

       По итогам контрольных мероприятий, проведенных Якутским УФАС России в 2014 г., было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательство в отношении местного товаропроизводителя, по итогам рассмотрения, которого ОАО «Якутский гормолзавод» признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой стоимости на молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%,

Также, должностное лицо ОАО «Якутский гормолзавод» привлечено к административной ответственности по статье 14.42 КоАП РФ. Нарушение выразилось в включении в цену договора поставки продовольственных товаров вознаграждения, превышающем 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров, что образует состав нарушения части 4 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Наложен штраф в размере 20 000 руб.

По результатам внеплановой проверки ООО «Анаконда – 98» установлены признаки нарушения подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона «О торговле» при установлении отпускных цен на гречку, масло растительное. Рассматривается вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

       В настоящее время УФАС по РС (Я) в рамках рассмотрения заявлений проводит 2 внеплановые проверки торговых сетей г. Якутска и 1 плановую проверку в отношении ОАО «Якутский хлебокомбинат».

       Проверена доступность местных сельхоз товаропроизводителей к торговым сетям, в части поставок производимой ими продукции. Фактов отказов от заключения договоров поставок не выявлено, реализация продукции местных товаропроизводителей осуществляется без каких либо ограничений. Торговые сети в свою очередь информируют о нехватке местной продукции и не ритмичности поставок, за исключением хлебобулочных изделий.

       Ассортиментный перечень, за которым осуществляется контроль, определен ФАС России и Постановлением Окружной администрации «город Якутск» № 85п от 14.06.2012 г., в соответствии с которым установлены предельные торговые надбавки на социально значимые продовольственные товары.    

Дополнительно сообщаем, что Якутское УФАС России проводит совещания с крупными торговыми сетями и поставщиками на предмет соблюдения антимонопольного законодательства при установлении цен на отдельные виды продовольственных товаров. За период с августа 2014 г. по январь 2015 г. проведено 3 совещания.

В связи с ограниченно транспортной доступностью Республики Саха (Якутия) завоз товаров, в том числе продовольственных, имеет сезонный характер, что в свою очередь сказывается на конечной стоимости товара, т.к. хозяйствующим субъектам необходимо привлекать кредитные средства для завоза продовольственных товаров и формирования запасов. Создание круглогодичной транспортной доступности позволит на постоянной основе осуществлять поставки товаров.

 

2.О продаже автомашины учреждению

 

Заявитель П. просит разъяснить порядок продажи автомашины учреждению. Сам занимается перегоном автомашин. Просит записать на личный прием к руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обращение М.И. Попова, сообщает следующее.

В силу положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может принять участие в закупках.

При этом с 1 января 2015 года при проведении закупок на поставку автотранспортных средств внесены существенные изменения.

В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указан перечень случаев, в которых установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.

В связи, с чем с 1 января 2015 года государственные и муниципальные заказчики при проведении закупок на поставку автотранспортных средств обязаны устанавливать ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств согласно перечню автотранспортных средств, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации (бульдозеры, тракторы, грейдеры, погрузчики, автобусы, снегоочистители и т.д.).

Подтверждением страны происхождения товаров является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Армения или Республики Казахстан.

Подтверждением соответствия товаров является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

 

3.Об увеличении цены на бензин и о рекламе услуги по доставке пиццы, роллов

 

Заявительница М.  ростом цен на бензин, просит разъяснить их обоснованность на данный момент. А также просит разъяснить об ограничениях при рекламировании пиццы, роллов с доставкой на дом.

 

Якутское УФАС проводит еженедельный и ежемесячный мониторинг цен на нефтепродукты согласно поручения Центрального аппарата ФАС России.

Проверка обоснованности вновь устанавливаемых оптовых и розничных цен Якутским УФАС проводится в рамках проводимых мониторингов. Хозяйствующими субъектами по каждому факту изменения цен представляются соответствующие подтверждающие документы и расчеты.

Проверки обоснованности установленных цен на нефтепродукты по факторам изменения, выявленных в ходе мониторинга, показывают, что основной причиной повышения цен служит изменение цен поставщиков и стоимости перевозки нефтепродуктов.

За 1 квартал 2015 года по результатам мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты, а также в рамках исполнения полномочий, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)  в ответ на Ваш вопрос о допустимости рекламирования о доставке пиццы и роллы, и наличия требований или ограничений в Федеральном законе  «О рекламе» к рекламе доставки пиццы или роллы на дом, сообщает следующее.

 Согласно пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама  товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Вместе с тем, Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" т 09.12.2011 № 880, принятого решением Комиссии Таможенного союза, отдельные виды пищевой продукции и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации  относятся к  объектам технического регулирования.

Изготовитель пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции (к ним относятся и пицца и роллы)  для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов, обязаны обеспечить их безопасность. Для чего должны добровольно оформить документы, подтверждающие качество и безопасность продаваемой продукции, а именно получить на каждый продукт, реализуемый на розничный рынок  декларацию соответствия, которая будет подтверждать  их качество, безопасность и соответствие  продукции требованиям технического регламента.

Декларация соответствия на пищевую продукцию, реализуемые способом доставки,  оформляется продавцами продуктов в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании». При этом, техническая документация должна содержать: основные параметры и характеристики продукции, а также ее описание в целях оценки соответствия продукции требованиям технического регламента, описание мер по обеспечению безопасности продукции на стадиях производства, список документов в области стандартизации, применяемых полностью или частично и включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и, если не применялись указанные документы в области стандартизации, описание решений, выбранных для реализации требований технического регламента.

Оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия.

Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет Федеральной службой по аккредитации РФ (Росаккредитация) на сайте fsa.gov.ru.

Порядок формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии и порядок регистрации деклараций о соответствии устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Технического регламента ТР ТС 021/2011,  пицца относится к мучному кулинарному изделию, а именно к кулинарному изделию заданной формы из теста, в большинстве случаев с начинкой, в том числе пирожки, баурсаки, кулебяки, беляши, пончики, пицца и другие аналогичные изделия.

При этом, за безопасностью пищевых продуктов на основании статьи 5 Федерального закона от 02.01.2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» органы государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов – Роспотребнадзор РФ.  Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

Таким обозом, на продовольственные  товары, а именно на пищевую продукцию,  в том числе и на пиццу и роллы, реализуемые продавцами (Службами доставки пиццы и роллы на дом) на розничный рынок,  а также при их продаже способом доставки на дом, продавец должен получить документ, подтверждающий качество, безопасность и соответствие продукции требованиям технического регламента, а именно   задекларировать их соответствие.

Следовательно, прежде чем рекламировать пищевую продукцию, реализуемую им в розницу, продавец должен получить декларацию соответствия на эту продукцию (пиццу и роллы), поскольку  согласно требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»  на пиццу или роллы, реализуемые с доставкой (в розницу) требуется получение специального разрешения (декларации соответствия), в случае отсутствия таковой реклама не  допускается.

При этом, согласно пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, следовательно, если  входе рассмотрения дела антимонопольным органом будет установлено, что у продавца пиццы или роллы с доставкой на дом  не имеется соответствующего документа, подтверждающего соответствие товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, то реклама будет признана ненадлежащей, продавец товара будет привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.3 Кодека РФ об административном правонарушении.

В любом случае, при заказе пиццы или роллы Вам необходимо  всегда требовать у продавца товара ознакомиться со сведениями  об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, попросив предъявить декларацию  соответствия на продукцию.

В случае отказа в предоставлении документа, имеет право обратиться в уполномоченные органы, в том случае, если поводом для принятия решения о заказе продуктов питания (пиццы или роллы) на дом послужила реклама, то необходимо обратиться с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)  по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 407 или направив заявление по электронной почте: to14@fas.gov.ru, указав при этом все обстоятельства распространения и получения рекламы. 

 

4.О выделении субсидии на оформление технических условий для присоединения к сетям электроэнергии

 

Заявитель Х. просит оказать содействие в выделении субсидии, ка представителю малого и среднего предпринимательства, на оформление технических условий. Имеет на праве собственности три участка, хочет открыть оздоровительный центр. Обращался в «Якутскэнерго», где выдали техническое условие на сумму 758 846 рублей.

 

Порядок технологического присоединения  энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".

В соответствии с п. 12(1) Правил технологического присоединения, заявители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), при желании воспользоваться беспроцентной рассрочкой платежа за технологическое присоединение указывают об этом в направляемой ими заявке.

Заявители, подпадающие под указанный критерий, по желанию могут в договоре внести условия, предусматривающие беспроцентную рассрочку платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.

Заявитель, выразивший желание воспользоваться беспроцентной рассрочкой платежа за технологическое присоединение, вносит:

5 процентов платы за технологическое присоединение в течение 15 дней со дня заключения настоящего договора;

95 процентов платы за технологическое присоединение в течение 3 лет со дня подписания Сторонами акта об осуществлении технологического присоединения равными долями ежеквартально.

Таким образом, на основании вышеизложенного, Вы имеете право на получение рассрочки платежа без процентов сроком до 3 лет. За получением информации о выделении субсидии Вы можете обращаться в Министерство по предпринимательства и развития туризма.

 

5.Об оформлении технических условий для присоединения к сетям электроэнергии

 

Заявитель Г. жалуется на бездействие ЯГРЭС по технологическому присоединению к электрическим сетям, носящее дискриминационный характер.

Порядок технологического присоединения  энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".

При нарушении ваших прав на доступ к технологическому присоединению энергопринимающих устройств, обратитесь в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 407 или направив заявление по электронной почте: to14@fas.gov.ru, указав при этом все обстоятельства предмета жалобы. Телефон специалиста 500-567, добавочный номер 117.