Протокол приема граждан в приемной Президента Российской Федерации Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
«УТВЕРЖДАЮ»
________________________ О.А. Ярыгина
ВрИО руководителя
Якутского УФАС России
«29» октября 2015 года
Протокол приема граждан в приемной
Президента Российской Федерации
Управления Федеральной антимонопольной службы
по Республике Саха (Якутия)
г.Якутск 29 октября 2015 года
Время начала приема: 10:00ч.
В присутствии: руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Ярыгиной Ольги Александровны, начальника отдела контроля закупок Осиповой Яны Демьяновны, заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Емельяновой Людмилы Валентиновны, ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Ивановой Веры Алексеевны, главного государственного инспектора Платоновой Сардааны Юрьевны.
Слушали вопросы граждан (по списку)
Вопрос № 1. Заявительница К. просит дать разъяснение о порядке рекламы финансовых услуг микрофинасовых организаций
Ответ: требования к рекламе финансовых услуг закреплены статьей 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 указанного Федерального закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Данная норма коррелирует с частью 7 статьи 5 «Общие требования к рекламе» (в случае указания одного из существенных условий рекламируемой финансовой услуги и отсутствия иных) – не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Судя по практике микрофинансовые организации активно распространяют рекламу, в которой указывают лишь привлекательные условия по рекламируемой финансовой услуге, к примеру, сумму по займу, при этом умалчивая об остальных существенных условиях, таких как срок и процентная ставка займа, данные условия в рекламе могут отсутствовать, либо размещаться мелким, нераспознаваемым шрифтом.
Согласно Письму ФАС России от 13.08.2010 N АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг» в случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
Следовательно, в рекламе финансовых, в том числе микрофинансовых, услуг, в случае, если в рекламе указано хотя бы одно из условий оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, то в данной рекламе должны присутствовать иные условия, выполненные читабельным шрифтом на значительном расстоянии.
Кроме того, в силу в силу части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
Следовательно, организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, распространяющие рекламу предоставления займов, в силу статьи 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» должны иметь статус микрофинансовой организации и состоять в Государственном реестре микрофинансовых организаций.
«1» октября 2015 года вступила в силу часть 14 статьи 28 Федеральный закон "О рекламе", устанавливающая запрет на размещение рекламы финансовых услуг лицами, не имеющими лицензии на предоставление такого рода услуг.
В текущем году по состоянию на 29 октября Якутским УФАС было рассмотрено шесть дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе по микрофинансовым услугам, по всем им Комиссией Якутского УФАС было принято решение о признании рекламы ненадлежащей, 2 дела находятся в производстве.
Вопрос № 2. Заявительница П. спрашивает: могут ли претендовать индивидуальные предприниматели на субсидии по возмещению затрат на рыбопереработку?
Ответ: в апреле 2015 года Якутским УФАС России вынесено решение по делу №02-23/15А о нарушении антимонопольного законодательства, которым пункт 3.1.2. Постановление Правительства РС(Я) от 16.03.2015 N 73 "О Порядке предоставления в 2015 году и на плановый период 2016 - 2017 годов субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы" (вместе с "Порядком предоставления в 2015 году и на плановый период 2016 - 2017 годов субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы") признан нарушающим статью 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Пункт 3.1.2.Постановления определял, что получателями субсидии является следующая категория лиц: сельскохозяйственные потребительские кооперативы второго уровня, осуществляющие заготовку рыбы.
После выдачи Якутским УФАС России предписания о приведении в соответствие антимонопольному законодательству вышеуказанного нормативно-правового акта пункт 3.1.2. изложили в новой редакции, согласно которой получателями субсидии на возмещение части затрат по промышленному вылову рыбы, сданной заготовительным организациям является следующая категория лиц: индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющие промышленный вылов рыбы.
Таким образом, в результате принятия мер антимонопольного реагирования на возмещение части затрат по промышленному вылову рыбы, сданной заготовительным организациям могут претендовать индивидуальные предприниматели в том числе.
Вопрос № 3. Заявительница говорит, что из информации Якутского УФАС, размещенной на сайте, стало известно, что Домофон-Сервис допустил превышение тарифов на услуги по техническому обслуживанию домофонов. Должен ли он произвести перерасчет оплаты?
Ответ: комиссией антимонопольного органа принято решение и выдано предписание ЗАО «Домофон-Сервис». При этом срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства составляет шестьдесят дней с момента получения, т.е. до 05.10.2015г. Предписанием установлено, что ЗАО «Домофон-Сервис» следует предоставить на согласование обоснование и расчеты приведения цен реализации услуг по техническому обслуживанию домофонов.
В настоящее время предписание ЗАО «Домофон-Сервис» не исполнено. В соответствии с ч. 2.2 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Возбуждено административное производство по данному делу.
Вопрос № 4: Заявительница Д. спрашивает: обязан ли участник закупки представлять в составе котировочной заявки декларацию о соответствии требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
Ответ: требования, предъявляемые к проведению запроса котировок регулируются статьей 73 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок установлен пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 7 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
При этом частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе установлен запрет на истребование от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 информации и документов.
Таким образом, исходя из анализа положений части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, участники закупки не обязаны представлять в составе котировочной заявки декларацию о соответствии требованиям, установленным частью 1 статьи 31указанного закона.
Вопрос № 5: Заявительница Д. спрашивает: при наличии требования о предоставлении документа, подтверждающего наименование страны происхождения товара при проведении закупки на приобретение автомашины, достаточно ли в составе заявки предоставить копию технического паспорта транспортного средства?
Ответ: Правительство РФ вправе устанавливать запрет на допуск отдельных товаров, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок. Страна происхождения товаров определяется в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ). Автотранспортные средства поименованы в Перечне отдельных видов товаров машиностроения, в отношении которых установлен указанный запрет. Данный Перечень утвержден Правительством РФ в Постановлении от 14.07.2014 N 656. Согласно п. 2 названного Постановления документом, который подтверждает страну происхождения автокранов, является сертификат по форме СТ-1, установленной в Правилах определения страны происхождения товаров (Соглашение правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009).
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы (их копии), подтверждающие, что предлагаемый участником товар не нарушает запретов, установленных в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Такое требование закреплено в п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
В приведенной ситуации отсутствие сертификата СТ-1 в составе второй части заявки влечет признание заявки, не соответствующей требованиям документации об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
Секретарь
Платонова С.Ю.
__________________________________________