• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

В УФАС по Республике Саха (Якутия) состоялся круглый стол

07 февраля 2018 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) состоялся круглый стол на тему: «Итоги работы отдела контроля закупок Якутского УФАС России за 2017 год. Новое в законодательстве о контрактной системе. Актуальные вопросы осуществления закупок», говорится в сообщении на сайте ведомства.

В мероприятии приняли участие должностные лица заказчиков, осуществляющих закупки, финансируемые из бюджета Российской Федерации.

С приветственным словом выступил заместитель руководителя Якутского УФАС России Кузьмин Алексей Дмитриевич.

Вела круглый стол начальник Отдела контроля закупок Якутского УФАС России Осипова Яна Демьяновна.

В ходе круглого стола была оглашена информация об итогах работы отдела контроля закупок Якутского УФАС России за 2017 год, о нововведениях в законодательстве о контрактной системе, обсуждены актуальные вопросы осуществления закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1. Об итогах работы Отдела контроля закупок Якутского УФАС России за 2017 год.

За 2017 год Управлением Федеральной антимонопольной службы исполнено 2044 функции в рамках контроля за исполнением законодательства о контрактной системе.

1.1. За 2017 год антимонопольным органом рассмотрено 1349 жалоб.

Для сравнения за 2016 год в Якутское УФАС России рассмотрено 1123 жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, рост объема жалоб, рассмотренных антимонопольным органом в рамках 44-ФЗ, составил 20%.

По сравнению с показателями 2016 года в 2017 году более чем в два раза увеличился объем жалоб, поступающих на действия заказчиков, членов комиссий при осуществлении закупок, финансируемых из федерального бюджета (рост количества жалоб составил 128%), на 14% и 12% соответственно увеличился объем жалоб, поступающих от участников закупок на действия заказчиков, членов комиссий при проведении закупок, финансируемых из бюджетов республиканского и муниципального уровня.

Несмотря на то, что общее количество жалоб, поступивших в антимонопольный орган возросло, объем выявленных Якутским УФАС России нарушений законодательства о контрактной системе незначительно уменьшился.

Так, в 2016 году, рассмотрев жалобы в количестве 1123 штук, антимонопольный орган выявил 1370 нарушений, допущенных заказчиками, уполномоченными учреждениями и закупочными комиссиями. В 2017 году, при рассмотрении 1349 жалоб Якутским УФАС России было выявлено 1338 таких нарушений.

1338 нарушений законодательства о контрактной системе, помимо прочих, включают, в том числе, 144 нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок, а также установления в документации о закупке требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе; 112 нарушений порядка отбора участников закупок; 91 нарушение в части размещения информации в единой информационной системе; 21 нарушение порядка заключения контракта или по неправомерному изменению его условий, а также заключению контракта с нарушением объявленных условий закупок; 11 нарушений порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика исполнителя).

При этом наибольшее количество нарушений (955) допущено при осуществлении закупок, финансируемых из муниципальных бюджетов.

Следует отметить, что сравнение результатов контроля за 2017 и 2016 годы показывает снижение количества нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок, финансируемых из муниципального бюджета (-12% по сравнению с показателями 2016 года), и значительное увеличение (на 132%, то есть более чем 2 раза) числа нарушений, допущенных при проведении закупок для нужд федеральных заказчиков.

Указанное свидетельствует о необходимости усиления мер, направленных на повышение квалификации и профессионализма федеральных заказчиков, а также о необходимости усиления взаимодействия контрольно-надзорных органов в сфере контроля за осуществлением закупок, финансирование которых осуществляется из средств федерального бюджета.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 352 предписания (в 2016 году – 385).

1.2. Если количество нарушений, установленных антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалоб, в сравнении с показателями предыдущего периода, уменьшилось, то количество нарушений, выявленных контрольным органом по результатам проведенных проверочных мероприятий (плановые и внеплановые проверки) увеличилось на 14%.

Так за 2016 год по итогам проведения 96 плановых и внеплановых проверок заказчиков было установлено 185 нарушений законодательства о контрактной системе, а за 2017 год по итогам 113 проверок таких нарушений было установлено 212.

1.3. За 2017 год Якутским УФАС России возбуждено 170 дел об административных правонарушениях за нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по результатам рассмотрения которых к административной ответственности привлечены 149 должностных, юридических лиц федеральных, региональных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов/учреждений. Вынесены постановления о наложении административного штрафа на сумму 3 миллиона 591 тысяча рублей.

Для сравнения, в 2016 году за нарушения требований Закона о контрактной системе Якутским УФАС России к административной ответственности привлечено 80 должностных лиц, постановлений о наложении административного штрафа вынесено на сумму 1 миллион 542 тысячи рублей.

1.4. За 2017 год Отделом контроля закупок Якутского УФАС России рассмотрено 227 обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации. Это на 17% меньше количества обращений, рассмотренных в 2016 году (276 обращений).

Объем обращений заказчиков, по результатам рассмотрения которых антимонопольным органом было принято решение о включении сведений в Реестр, составил 22% об общего объема рассмотренных Управлением обращений.

В 2016 году антимонопольным органом был удовлетворен 21% обращений заказчиков о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Из 227 обращений о включении сведений в Реестр, рассмотренных антимонопольным органом в 2017 году, 66 обращения поступило в связи с уклонением участников закупки от подписания контрактов, 157 – в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, 4 – в связи с принятием соответствующего решения судебными органами.

1.5. Также за 2017 год Якутским УФАС России было рассмотрено 39 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и 146 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2.2 Новое в законодательстве о контрактной системе.

В 2018 году в законодательство о контрактной системе введены следующие изменения:

2.1. При отказе от заключения контракта с победителем закупки по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик может заключить контракт с иным участником, который предложил наиболее выгодную цену.

Так, норма части 11 статьи Закона о контрактной системе, предусматривающая порядок отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона №44-ФЗ, дополнена возможностью заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. Ранее такой возможности предусмотрено не было.

2.2. Товарный знак можно указывать при описании объекта любой закупки. Как и раньше, необходимо сопроводить наименование товарного знака словами “или эквивалент”. Исключения составляют следующие случаи:

– если товары, выпускаемые под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которые использует заказчик;

– если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией.

2.3. При уклонении победителя закупки от заключения контракта, заказчик должен будет направить сведения об этом в контрольный орган в течение трех рабочих дней с даты признания победителя закупки уклонившимся. Условие об обязательном заключении контракта с участником, заявке или предложению которого присвоен второй номер, исключено. Напомним, за несвоевременное направление указанных данных предусмотрена административная ответственность для должностного лица заказчика – штраф в размере 20 тыс. руб.

2.4. Жалобы физических лиц, законные интересы которых не нарушены действиями (бездействием) заказчика, либо положениями документации или извещения о закупке, будут рассматриваться по Федеральному закону о порядке рассмотрения обращений граждан.

2.5. Наиболее масштабным нововведением в законодательство о контрактной системе является перевод конкурентных закупок в электронную форму.

Со второго полугодия 2018 года заказчикам разрешено проводить электронные конкурсы, запросы котировок и запросы предложений, а обязательными электронные закупки станут с 1 января 2019 года.

Помимо электронного аукциона с использованием функционала электронной торговой площадки будут проводиться открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, запросы котировок и запросы предложений. Отныне указанные закупки условно называются единым термином “электронные процедуры”.

Заслушав доклад и обменявшись мнениями по рассматриваемым вопросам, участники круглого стола решили:

1. В целях недопущения нарушений Закона о контрактной системе заказчикам усилить внутренний контроль за должностными лицами, ответственными за осуществление закупок, принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, а также регулярно отслеживать нововведения в законодательстве о контрактной системе и смежными с ним отраслями.

2. Заказчикам провести работу над устранением выявленных нарушений и недопущения таких нарушений в последующем.

3. В связи с наличием у заказчиков вопросов, относящихся к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органа внутреннего государственного финансового контроля, рекомендовать Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) провести мероприятие с обсуждением указанных вопросов.