Интервью Руководителя Якутского управления ФАС России Игнатьева Ю.А. «Антимонополия – игра по правилам» ("Якутия", 17.12.2004)

ИСТОЧНИК: ГАЗЕТА «ЯКУТИЯ»

ДАТА ВЫПУСКА: 17.12.2004

АВТОР: ВЛАДИСЛАВ ЛЕВОЧКИН

ЗАГЛАВИЕ: Антимонополия – игра по правилам



Вообще любое слово, начинающееся с приставки "анти-", вызывает настороженность, федеральная антимонопольная служба не исключение. "Анти" — значит, против чего-то. Против чего на этот раз? А еще и грозная аббревиатура, почти что команда — ФАС!

На самом деле здесь работают люди участливые и отнюдь не сторонники радикальных решений. Хотя и за справедливость. Долгое отсутствие антимонопольного контроля в нашей республике, по мнению специалистов, привело к ухудшению взаимоотношений власти и производственных компаний, а также компаний между собой.

Теперь же обиженные знают, куда обращаться. Вообще-то Якутия с ее огромными незаселенными пространствами вполне благодатна для возникновения монополий. Они везде — какую отрасль ни возьми, нарушения не заставляют себя ждать.

Как оказалось, и сама Россия весьма монополизирована. Нынешнее состояние экономики напоминает расклад этой милой детской игры, по которому заранее известно, кто победит. Именно об этом первый вопрос руководителю Управления федеральной антимонопольной службы по РС(Я) Ю.А.ИГНАТЬЕВУ.

— Юрий Алексеевич, как у нас республике обстоят дела с монополиями?

— Практически весь ряд крупных предприятий Якутии попадает под действие закона о конкуренции. В нем на товарном рынке определено такое понятие, как «доминирующие компании».

Это такие компании, которые занимают в своем секторе производства более 35% рынка. Большинство предприятий республики занимает даже свыше 60%.

В составленном управлением реестре перечислены 44 доминирующие компании Якутии, выпускающие продовольственную и техническую продукцию.

Под наш контроль подпадают любые их действия — от избрания совета директоров до приобретения, поглощения, отчуждения более мелких организаций или объединения с другими.

— Получается, до мая прошлого года деятельность наших крупных монополистов никто не контролировал в той мере, в какой сейчас контролирует ваше управление?

— Да. К сожалению, получилось так, что организованный в середине 90-х орган республиканского подчинения — Комитет по поддержке предпринимательства, развития конкуренции и антимонопольной деятельности не смог применить к нарушителям практически никаких санкций, так как по закону такие полномочия имеют только территориальные управления федеральных органов власти.

— И какая обстановка сложилась в итоге?

— За десять лет отсутствия в Якутии федерального антимонопольного органа произошло искажение понятий об ограничении конкуренции. Доминирующие компании стали сильнее, и это значительно сузило конкурентную среду. Почему не развивались малый и средний бизнес? Потому что деньги вливали только в крупные компании, их стремились поддержать и расширить. Но ожидаемого эффекта не произошло.

— А вообще в Якутии это возможно? У нас ведь очень суровый климат, конкурентная борьба зачастую становится борьбой за выжидание...

— В Якутии к монополизированным структурам нужно подходить осторожно. Взять, к примеру, систему «Якутскэнерго" Это обособленная энергетическая система, обслуживающая большую часть республики. Естественно, о конкуренции в чистом виде на рынке поставки электроэнергии и тепла не стоит и говорить. Потому что вопрос ставится жестко: либо будут тепло и свет, либо нет. Какой частник повезет топливо в Арктику, чтобы питать одну дизельную станцию и создавать конкуренцию, скажем, «Сахаэнерго»? Поэтому мы считаем, что руководители подобных предприятий должны нести высокую персональную ответственность.

— Потому сейчас вы к нашим монополистам и относитесь осторожно?

— Монополисты бывают разные. Скажем, много вопросов вызывает цена на топливо. На самом деле она формируется производителем светлых нефтепродуктов: когда они поступают с завода к дилеру и перекупщику. Плюс длительные перевозки, реализация через заправочные станции. А если еще глубже копнуть, то можно выявить целый клубок причин.

В своем выступлении на заседании Госдумы РФ, состоявшемся 10 ноября, главный руководитель ФАС Игорь Юрьевич Артемьев сказал следующее: "На российском рынке сегодня работают семь вертикально интегрированных компаний, которые разделили страну в территориальном отношении". Якутия, как мы знаем, попала в зону действия нефтегазовой компании «ЮКОС».

' Ангарский нефтехимический комбинат, Усть-Кутская нефтебаза, ННГК «Саханефтегаз» — это все, образно говоря, «ЮКОС». В свете известных событий мы бы хотели акцентировать внимание руководителей республики на том, что Усть-Кутская нефтебаза для нас по-прежнему остается важной стратегической составляющей в транспортировке нефтепродуктов. Данный объект находится за пределами Якутии, являясь в то же время для нас естественным продавцом услуг по перевалке топлива.

Когда происходила приватизация национального достояния Советского Союза, реализация и продажа госсобственности происходили без учета антимонопольного законодательства. В итоге мы получили, что имеем. Допустим, а нефтяном бизнесе США монополии занимают 60%. Остальное — компании малого и среднего бизнеса. Они весьма успешно составляют конкуренцию крупным. По имеющейся информации, если в прошлом году в России количество малых и средних предприятий на нефтяном рынке составляло 12% от общего числа, то в этом году оно не превышает 7%. Это говорит о том, что наш рынок нефтедобычи и реализации нефтепродуктов монополизирован.

— Что и приводит к постоянным скачкам цен?

— Естественно. Как ни прискорбно, рост цен на нефтепродукты на внешнем рынке, принося в копилку страны большие деньги, подстегивает и внутренний рост цен. Как показала практика по России, зачастую неоправданно.

Скачкообразный спрос на нефтяное топливо позволяет компаниям быстро взвинчивать цены, в результате чего сложилась благоприятная обстановка для злоупотребления на товарных рынках и вступления в сговор.

- Печальная картина вырисовывается … Как быть?

- ФАС России предлагает по аналогии с европейским законодательством перейти на оборотные штрафы за наиболее серьезные нарушения. Мы исходим из того, что двум компаниям всегда легче договориться, чем трем. В новом законе о защите конкуренции, который вскоре будет рассматриваться в Правительстве РФ, за злоупотребление доминирующим положением на рынке будет введена штрафная санкция в размере 2 % от оборота компании за предыдущий год. А за создание картелей или сговор – от 4 % до 8 %! Кроме того, ставится вопрос об организации биржевой торговли нефтепродуктами при формировании госзаказа на закупку топлива.

— Но еще завоз нефтепродуктов, как стратегического товара, вызывает много конфликтов внутри республики, Осуществление поставок несколько передавали разным структурам …

- В этом отношении за последние два года Правительством Якутии проведена большая работа. Создана республиканская тендерная комиссия, определяющая поставщиков нефтепродуктов, членом которой является и руководитель нашего управления. Могу сказать, что критериев много, но самый главный, конечно, — цена. Комиссия работает в два этапа: на уровне Комитета по материально-техническим ресурсам и торговли и на республиканском уровне, в котором, помимо заинтересованных ведомств и министерств Якутии, принимают участие представители Минэкономразвития и торговли РФ, налоговая инспекция и, разумеется, ФАС. Считаю, что комиссия достаточно сбалансирована, и решения принимаются принципиально. Никаких скандалов по поводу определения поставщиков топлива за последние годы не случалось.

— А вообще насколько тендеры целесообразны? Какую отрасль ни возьми - выигрывают одни и те же...

— Конечно, решающим должен быть вопрос цены и качества. Даже предоставление конфиденциальной информации или уменьшение платы за участие отдельным конкурсантам расцениваются как согласованные действия и являются основанием для признания конкурса недействительным. Со всеми вытекающими последствиями.

— И сколько нарушений при проведении тендеров было выявление за полтора года вашей работы?

— Три-четыре случая. Может быть, не столь много потому, что по просьбам со стороны министерств и ведомств в тендерных комиссия участвуют представители управления и, если нужно, вмешиваются и поправляют на месте. Общий контроль за проведением тендеров, конкурсов и размещением заказа для государственных и муниципальных нужд у единственного источника осуществляет представительство Министерства экономического развития и торговли РФ по РС(Я). Мы контролируем только обеспечение здоровой честной конкуренции при проведении тендеров. Последняя жалоба поступила по поводу нарушений в Усть- Янском улусе.

Управление отреагировало и выявило ряд моментов. Данная информация доведена до сведения председателя республиканской тендерной комиссии, зампреда Правительства РС(Я) А.Н.Алексеева.

— Расскажите о проходящей в настоящее время приватизации. Чего от нее ожидать?

— В данный момент она проходит при обязательном согласовании с антимонопольными органами.

Считаю, что если бюджет получил максимально возможные деньги в результате честно проведенного конкурса, то значит, наша работа сделана хорошо. Как получилось, например, с «Горизонт-РТ», «Таас-Юряхнефть», «Саха-лес». В ближайшем будущем республику ожидает продажа акций ОАО «Якутуголь» и ОАО «Сахателеком».

— Какие штрафные санкции применяются к предприятиям-нарушителям?

— Кодексом РФ об административных нарушениях предусмотрены, в принципе, небольшие штрафы — от и 50 до 500 тысяч рублей. Все деньги идут в федеральный бюджет.

— Нарушители неоднократно пытались обжаловать решения управления в суде. Каковы результаты?

— Практически каждую неделю сейчас проходят два-три суда, в котором управление фигурирует в качестве ответчика. Первый процесс состоялся по нарушениям закона "О рекламе" со стороны газеты "Из рук в рук в руки".

Правоприменительная практика в той сфере, в которой мы работаем, еще мала. Ситуация в республике интересна тем, что муниципальные образования у нас организованы позже, чем в остальных регионах страны.

Буквально только что завершилась передача имущества в муниципальную собственность, определены границы образований, разделены полномочия. Поэтому якутяне еще только учатся работать в новых условиях.

- Какая реклама на сегодняшний день запрещается?

— Реклама является ненадлежащей, если она недобросовестна, недостоверна, неэтична, заведомо ложна. Наша задача при этом состоит в том, чтобы предупредить или выявить подобные факты, пресечь дальнейшее распространение и привлечь к ответственности виновных лиц. Следует отметить, что в этом направлении заявлений от населения поступает очень мало.

— Знакомясь с отчетами управления, я обнаружил следующий прецедент. За несвоевременную доставку товара, купленного в Торговом доме "Туймааде-Мебель", клиентка смогла компенсировать полную его стоимость и отсудить весьма значительную сумму за моральный ущерб. Это значит, что людям нужно смелее отстаивать свои права?

— У нас было несколько судов по нарушению прав потребителя, и ни одного мы не проиграли. Наиболее часто это касалось, как ни странно, пушно-меховой продукции. Сейчас готовится новая трактовка закона прав потребителя, которая будет настолько жесткой, что мало какому продавцу или производителю некачественной продукции захочется повторять ошибки. С 1 июня осуществление контроля в этой сфере передано Федеральной службе по защите прав потребителя и благополучию человека.

Можно добавить, что мы живем в преддверии глобального изменения законов. Будут изменены законы о конкуренции на товарном и финансовом рынках, а марте будут внесены изменения в закон о рекламе в сторону ужесточения санкций. Наверняка федеральные органы получат более широкие полномочия для ведения расследований.

— Вы недавно приехали из Хабаровска, где состоялось совместное заседание Межведомственной комиссии по безопасности в сфере экономики в Дальневосточном федеральном округе по проблемам в строительстве жилья. Какие новости привезли оттуда?

— Было много интересных выступлений, но итог встречи можно подвести такой: практически все строительство начинается с работы муниципальных образований.

Во-первых, выделение площадок по градостроительному плану через полноценный тендер.

Во-вторых, обеспечение социального жилого фонда за счет инвесторов, занимающихся элитным жильем.

В-третьих, налаживание полноценного финансового механизма ипотеки. Его операторы сегодня, по большому счету, бьются на рынке вторичного жилья, которое и становится финансовой основой всего жилищного рынка, а это неправильно, Нет долгосрочных кредитов под приемлемые проценты, ипотечных сертификатов. В сфере работают и откровенные мошенники.

— И, наконец, последний вопрос. Для того чтобы выявлять нарушения в антимонопольной сфере, необходимы знания в совершенно разных областях, жизненный опыт, если хотите, аналитический склад ума. Кто работает в коллективе управления, которое еще так молодо?

— У нас работают 13 человек. Средний возраст — 33 лет Люди, работавшие на крупных производственных предприятиях, в снабженческих структурах, бизнесе. Специфика такова, что нам в основном требуются экономисты, финансисты и юристы.

— Спасибо за беседу!