Конкуренция должна быть честной («Якутия», 13.08.2004)

Возможно ли рыночное хозяйствование на Крайнем Севере? Несколько лет назад ответа на этот вопрос не знал никто. Конкуренция в условиях крайней отдаленности населенных пунктов, плохой связи и безденежья сельских жителей становилась для большинства коммерческих предприятий смертельной. Сколько сгинуло их в лихие 90-е!

Фирмы рождалась или отпочковывались от государства, изменяли свои юридический статус, собственников, реструктуризировались, объединялись и, в конце концов, ликвидировались. 

Как мы узнали позже, такая внутренняя динамика характерна для рыночной экономики в целом. С годами якутяне набрались опыта, новоявленные предприниматели перестали заботиться лишь о дне грядущем, появились долгоиграющие проекты. Теперь можно констатировать: местный бизнес окреп и делает первые успехи. Осталось только следить за тем, чтобы никто не нарушал правила честной конкуренции. Контроль за нескончаемыми процессами создания, реорганизации и, конечно, ликвидации предприятий в республике осуществляет федеральный орган. О работе Управления Федеральной антимонопольной службы по РС(Я) рассказывает заместитель руководителя управления Ольга Ярыгина. 

- Ольга Александровна, наш первый вопрос, конечно же, о переименовании вашего управления. С чем это было связано?
- Действительно, с июня этого года Территориальное управление Министерства России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было переименовано в Управление федеральной антимонопольной службы. Отныне мы не занимаемся вопросами защиты прав потребителей и поддержки предпринимательства.

- Какие направления деятельности сегодня являются приоритетными? 
- Это, прежде всего, надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и рынках финансовых услуг, об естественных монополиях и рекламе. Первостепенное значение придается содействию создания массового рынка доступного жилья, реформе ЖКХ, развитию ипотечного кредитования, различным формам кооперации граждан или инвесторов, устранению практики дискриминационного ценообразования, реализации антимонопольного контроля на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Усилия направлены на повышение прозрачности экономики, новое правовое оформление политики защиты конкуренции, реформу естественных монополий и, естественно, на пресечение антиконкурентных действий органов исполнительной власти. 

- Что является предметом вашего контроля при изменении структур организаций, а также при их создании и ликвидации? 
- Не все предприятия подпадают при этом под надзор антимонопольного органа. Учредители или участники должны в обязательном порядке уведомлять нас о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций тогда, когда в их состав входят не менее двух коммерческих организаций при их создании, или в случае изменения их состава. В отношении коммерческих организаций такой причиной может стать превышение суммарной стоимости активов учредителей по последнему балансу 200 тысяч минимальных размеров оплаты труда или слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых превышает 100 тысяч МРОТ.

- В каких случаях необходимо предварительно согласовывать слияние и присоединение коммерческих организаций?
- При превышении суммарной стоимости активов по последнему балансу 200 тысяч МРОТ. В этом случае нужно представить в управление ходатайство. Оно отклоняется, если слияние и присоединение коммерческих организаций могут привести к ограничению конкуренции на товарном рынке или доминирующему положению хозяйствующих субъектов. В случае возникновения подобного монополиста мы вправе принимать меры для принудительного разделения коммерческой или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации.

- Какую информацию вы требуете при представлении ходатайства и уведомления от заявителей? 
- Помимо документов, представляемых в регистрирующий орган, нам требуются сведения об основных видах деятельности, объеме выпускаемой продукции и подобные этим, которые предусмотрены в специальном перечне нормативного акта о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений. Конечно, при подготовке требующейся информации могут возникнуть вопросы, поэтому лицам, принимающим решения об изменении структуры организации или ее создании, необходимо своевременно обратиться за консультацией специалистов. За уклонение от предоставления ходатайств, заявлений, сведений о создании, реорганизации, ликвидации организаций, а также приобретении акций в уставном капитале предусмотрена административная ответственность. 

- В какие сроки необходимо уведомить антимонопольный орган? 
- В течение 45 дней со дня государственной регистрации или со дня внесения изменений. 

- Какие иные виды контроля вы осуществляете, чтобы предупредить недобросовестную конкуренцию? 
- Мы требуем получения ходатайств при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций. В перечень документов, представляемых покупателем государственного или муниципального имущества, входит и документ, подтверждающий уведомление Федерального антимонопольного органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество. Кроме того, на основании ходатайства осуществляется приобретение более чем 20 % акций с правом голоса в уставном капитале хозсубъекта. Это же касается получения одним хозяйствующим субъектом основных производственных средств или нематериальных активов другого, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 % стоимости основных производственных средств и нематериальных активов первого. 

- Действия органов власти в некоторых случаях могут также допускать ограничение конкуренции. В чем заключается контроль за ними? 
- В проведении конкурсов – заказа на поставки товаров, работ и услуг для государственных нужд и местного самоуправления. Органы исполнительной власти субъектов России и местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие общий порядок выбора организации-поставщика, а антимонопольный орган имеет полномочие согласования порядка проведения конкурса. Территориальное управление вправе самостоятельно определять необходимость такого согласования в каждом конкретном случае. Но при оценке соответствия действий органов власти антимонопольному законодательству необходимо обращать внимание на наличие доказательств, свидетельствующих о фактах ущемления прав хозяйствующих субъектов именно в сфере конкуренции на определенных товарных рынках.
Нельзя забывать о том, что согласованию подлежат не уже принятые решения, а проекты решений органов исполнительной власти или местного самоуправления. Необоснованное создание преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту запрещается.

- Как наказываются нарушители антимонопольного законодательства? 
- По результатам проверок им выдаются предписания об отмене или изменении принятых ими актов, о расторжении или об изменении соглашений, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность. За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, коммерческие, некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность. 

- Много ли было обнаружено нарушений за последнее время?
- Достаточно много. В этом отношении я могу сказать, что мы и дальше будем пресекать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию на территории Якутии. Наша работа в первую очередь направлена на обеспечение конституционных принципов Российской Федерации – единство экономического пространства, свободы коммерческой деятельности и повышения эффективности товарных рынков и рынка финансовых услуг.