У ФАС в Якутии все только начинается ("Наше время", 26.08.2005)

ИСТОЧНИК: газета «НАШЕ ВРЕМЯ»

Дата выпуска: 26.08.2005

Рубрика: ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Автор: ЖАННА ЯКИМЕНКО

ЗАГЛАВИЕ: У ФАС В ЯКУТИИ ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

 

 


Антимонопольное ведомство Якутии – одно из самых молодых в России. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха начало свою работу с июля 2003 года. Возможно, его появление могло остаться не замеченным рядовыми якутянами, если бы не тарифные игры местных монополистов и не увеличивающийся поток рекламы, ведь эти проблемы может почувствовать на себе каждый.
Для начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления ФАС по РС (Я) Сергея Фиранского они – часть повседневной работы.
“НВ”: Сергей Станиславович, для начала объясните, пожалуйста: что такое естественные монополии?
С. Ф.: Поясню на примерах. Естественные монополии в Якутии это – “Якутскэнерго” - по производству и транспортировке электроэнергии, “Железные дороги Якутии” - по железнодорожным перевозкам, “Сахателеком” - по связи, аэропорт “Якутск”, Тиксинский морской порт, Якутский речной порт и другие. В общем, в республике еще достаточно много естественных монополий. Большинство из них имеют долю государства. Они “кормят” бюджет, а потому, разумеется, поддерживаются местными властями. Это можно понять. Главное, чтобы поддержка не выливалась в злоупотребление доминирующим положением, чтобы она была в рамках закона. Тогда мы без претензий. Систематических нарушений еще не зафиксировано, так что у ФАС в Якутии все только начинается.
“НВ”: А реальна ли конкуренция в наших условиях?
С. Ф.: Создать конкуренцию естественным монополиям реально, но о том, чтобы какие-то компании заняли их место, речи пока не идет. Хотя в сфере услуг по ж/д перевозкам начались первые подвижки. Энергетики по всей России, как известно, начинают делиться на производителей и реализаторов энергии. Однако здесь не все просто, поскольку постановлением российского правительства “Якутскэнерго” отнесено к технологически изолированным энергосистемам. Из его состава может быть выделена Нерюнгринская ГРЭС, имеющая выход на федеральный оптовый рынок электрической энергии.
“Сахателекому” составить небольшую конкуренцию могли бы операторы-посредники. Несколько таких компаний, предоставляющих услуги связи, уже работают в Якутске.
“НВ”: Вообще, насколько актуальна ваша работа? Зачем у нас создавать конкуренцию? Для чего “портить кровь” естественным монополиям, если составить им достойную конкуренцию некому?
С. Ф.: Мы следим за тем, чтобы доминирующие компании не перегибали палку. Если на монополии никто не будет реагировать, то они начнут диктовать нам свои условия: повышать тарифы, увеличивать цены, перестанут следить за качеством товаров и услуг. Потому антимонопольное законодательство должно прочно войти в повседневную жизнь. Чтобы в рыночных отношениях все были равны, необходима конкуренция. Именно на ее развитие направлены все наши действия. Хочется верить, что антимонопольное законодательство будет играть в России большую роль и, как во всем мире, у нас начнут с ним считаться.
“НВ”: А бывают “искусственные” монополии?
С. Ф.: Такого понятия нет. Неестественные монополии – те компании, которые стремятся получить на товарном рынке большую долю, например, скупают другие подобные себе предприятия. Вот если бы компания “МТС”, придя в Якутию, купила бы не только “Горизонт”, но и “Мегафон”, то получилась бы искусственно созданная монополия.
“НВ”: К слову, разве “Горизонт-РТ” до недавнего времени не был “искусственным” монополистом?
С. Ф.: То был просто один оператор сотовой связи, который занимал доминирующее положение. Только в случае злоупотреблений им мы могли признать действия “Горизонта” незаконными, ведь закон не ставит нам задачу борьбы с монополиями, а обязывает лишь контролировать действия доминирующих компаний. В случае с “Горизонтом” доказать это было трудно. Закон не предусматривает ущемления интересов физических лиц от действий монополистов. С точки зрения антимонопольного законодательства здесь нет нарушения: не нравятся условия договора - ходи без телефона. К тому же, тарифы на мобильную связь не регулируются государством. Здесь уместнее говорить об ущемлении потребительского права. Да и обращение с жалобой на тарифы “ГРТ” было лишь одно.
“НВ”: Сложно доказать, что компания злоупотребляет свои положением?
С. Ф.: Нелегко. Выявить, в чем именно заключается злоупотребление – очень трудоемкий процесс. Нас просто физически не хватает, чтобы контролировать все и всех.
“НВ”: Сейчас идут какие-то дела о нарушении антимонопольного законодательства?
С. Ф.: В данное время рассматривается дело против Нерюнгринской городской типографии, которая отказалась печатать газету “Просто Нюрка”. Первое заседание было отложено из-за неявки представителей предприятия. Признаки того, что компания занимает доминирующее положение и злоупотребляет им, есть. И если они будут подтверждены, то типография получит предписание. В ходе проведенного нами анализа выяснилось, что другого такого предприятия, которое бы оказывало подобные услуги, в районе нет. Ответы из типографий Алдана и Тынды показали, что ни та, ни другая не могут взять на себя обязательств по изданию газеты. Сейчас дело в процессе.
“НВ”: До этого ваше управление доводило дела до суда?
С. Ф.: Да. Было дело с “Якутскэнерго”, но суд посчитал, что мы не доказали нарушение антимонопольного законодательства, а именно факт навязывания невыгодных условий договора, согласно которому от потребителей требовался стопроцентный авансовый платеж. Мы учли свои недоработки и не собираемся отступать. К слову, судебная практика нередко бывает противоречива, когда антимонопольные органы реагируют по фактам нарушения. Например, вопрос о злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке в одном регионе решается в пользу антимонопольных органов, в а в другом – наоборот. В Москве и Краснодарском крае были похожие случаи с “Почтой России”, которая отказывалась распространять один книжный каталог. Центральный аппарат ФАС выиграл дело, а наши краснодарские коллеги - нет. Арбитражный суд края посчитал, что в действиях краснодарского филиала “Почты России” не было подпадающих под запрещенные законом действия.
“НВ”: Кстати, а как отдел реагирует, когда естественные монополии повышают тарифы и цены?
С. Ф.: Мы не занимаемся вопросами ценообразования, но при необходимости в таких случаях тесно сотрудничаем с Региональной энергетической комиссией.
“НВ”: Злоупотребление госвластью, должностным положением тоже по вашей части?
С.Ф.: Да, мы ведем борьбу по пресечению недобросовестных действий со стороны органов власти. В начале года нами было рассмотрено дело по заявлению страховой компании в отношении одного муниципального образования, которое провело конкурс на страхование муниципального имущества. В ходе проверки были выявлены грубейшие нарушения законодательства. Комиссия приняла решение о признании состоявшегося конкурса недействительным. Еще пример: в декабре 2004 года управлением было выдано предписание о выселении компании, занимающейся “автогражданкой”, из зданий Нерюнгринского УВД.
“НВ”: А как управление может наказать нарушителей закона?
С. Ф.: Предписанием или штрафом. Предполагается, что со следующего года штрафы повысятся раз в десять. Но наша задача - не только борьба с нарушениями, но и профилактика. Потому иногда ограничиваемся предупреждениями.
“НВ”: Одна из непосредственных задач управления – контроль за соблюдением закона о рекламе. Какие нарушения чаще всего допускаются в этой сфере?
С. Ф.: Работать с рекламой интересно и весело. У нас ведь она часто с юмором, но, к сожалению, без смысла. Что касается нарушений закона, то рекламщики обычно забывают указать сведения о лицензии, сертификате товара, разместить информацию о вреде алкоголя или табака. Так не только у нас, а по всей России.
“НВ”: Вопрос этичности рекламы в компетенции управления?
С. Ф. Занимаемся и этим, но вопрос этичности – один из наиболее сложных и неоднозначных. Чтобы признать рекламу неэтичной, нужно проводить социсследования, опрашивать массу людей. Это опять-таки очень трудоемко. Но скоро при нашем управлении по аналогии с центральным аппаратом ФАС России появится экспертный совет по рекламе с психологами, филологами и другими специалистами. В общем, работы впереди много. Будем стараться.
Врезка
Досье “НВ”
ФИРАНСКИЙ Сергей Станиславович родился в Туле в 1979 году. Окончил СОШ №27 Якутска, затем в 2000 году - Академию труда и социальных отношений по специальности “Юрист”. До Управления ФАС по РС (Я) работал в Министерстве внешних связей РС (Я), в одном из юридических агентств города Краснодара.