Юрий Игнатьев: мы пресекаем беззаконие

YAKUTIA.INFO. 25-летие антимонопольного законодательства в России отмечают российские антимонопольные структуры в июле этого года. И хотя, помимо этой даты, есть ряд других официальных и праздничных, именно 14 июля имеет наибольшую значимость для антимонопольщиков. Поскольку с этой даты все начиналось.

В связи с праздничной датой Якутия.Инфо встретилось с руководителем Якутского управления ФАС России Юрием Игнатьевым. Дороговизна интернета, незаконные конкурсы на строительство Онкоцентра, незаконное распределение субсидий на рыбу, незаконные преференции ДСК –это только часть дел, успешно выигранных и ведомых якутскими антимонопольщиками.

СПРАВКА

25 лет назад, 14 июля 1990 года, был создан первый государственный антимонопольный орган – Государственный комитет РФСР по антимонопольной политике и поддержки новых экономических структур. В 1992 году ему добавили полномочия по защите прав потребителей.Орган проработал пять лет, а 17 марта 1997 года был создан Государственный антимонопольный комитет РФ. Ровно через год, 22 сентября 1998 года, было создано Министерство по государственной антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. А 9 марта 2004 года была создана Федеральная антимонопольная служба, которая работает уже 11 лет.

Юрий Игнатьев

«НАША ЧИСЛЕННОСТЬ ОПТИМАЛЬНА»

- С каждым годом нам добавляется все больше полномочий по контролю различных сфер нашей жизни, - говорит Юрий Алексеевич. –Чего только стоит 44-й федеральный закон, посвященный вопросам государственных и муниципальных закупок, а также закон «Об иностранных инвестициях». Однако основным законом, определяющим организационные и правовые основы защиты конкуренции, является закон №135 – Федеральный закон «О защите конкуренции».

- Какие законы вы курируете на сегодня?

- На сегодня мы курируем законы «О конкуренции», «О рекламе», «О естественных монополиях», 44-й Федеральный закон «О государственных закупках», «Об иностранных инвестициях», «О торговле», 223-й федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Я вам перечислил семь нормативных актов. Плюс в наши полномочия входит контроль 20 законов РФ, имеющих элементы антимонопольного регулирования. Найдите какое-нибудь министерство или контролирующий орган (помимо прокуратуры), которое осуществляет контроль за таким большим числом законов.

- А людей не так уж и много?

- В нашем Управлении 30 человек. Вообще Федеральная антимонопольная служба – самая компактная служба Правительства РФ. Всего в территориальных антимонопольных органах работают 2572 сотрудника,  в центральном аппарате – 864 человека. Итого 3436 человек на всю страну.

- Это немного?

- Это очень мало по сравнению с другими федеральными органами. Но я считаю, что оптимальное количество сотрудников – это когда человек на 100 процентов выкладывается на работе. Бывает, когда работы много, людей мало, и наоборот. На сегодня, с учетом нынешней непростой ситуации, я считаю эту численность оптимальной. Человек у нас на 100 процентов загружен работой. Есть неплохие показатели, поскольку наше Управление на протяжении уже ряда лет является одним из ведущих в Дальневосточном федеральном округе. Наши дела из года в год попадают в десятку лучших дел ФАС России. В позапрошлом году дело в отношении соглашения компании «АЛРОСА» и Правительства РФ по распределению алмазного сырья стало лучшим делом по статье 16 Закон о защите конкуренции.

Мы добились исключения из договора пункта соглашения о распределении алмазного сырья в пользу ряда компаний. Прошли все инстанции, вплоть до Верховного суда РФ и выиграли судебное дело. Отныне все сырье, производимое компанией «АЛРОСА» как монополиста алмазного рынка в России, должно реализовываться на торгах для всех участников рынка. То есть для всех участников рынка правила игры должны быть одинаковыми, ни у кого не должно быть необоснованных преференций.

- Некоторые критики называют 44-й федеральный закон  о контрактной системе в сфере закупок провальным. Вы так не считаете?

- Да, 44-й федеральный закон у многих вызывал опасения, что будут сложности с его реализацией. Надо отметить, республика быстро к нему адаптировалась. Да, были сложности с интернетом, то есть чисто технические. Но в целом республика плавно вошла в закон о контрактной системе в сфере закупок, и нужно отдать должное руководству республики за создание единой службы госзаказчика. Централизация привела к тому, что провала в государственных закупках не произошло. Все торгуется, все делается в срок. И если взять анализ всех имеющихся жалоб, то к нам поступают жалобы только на три процента от размещенных заказов. Из этих трех процентов 1,9 % – это подтвержденные по факту нарушения. То есть коэффициент погрешности очень низкий.

- Чем это объясняется?

- Это объясняется контролем со стороны госкомзакупок республики по подготовке конкурсной документации и объективным рассмотрением всех документов, поданных на конкурс. Субъективная составляющая максимально исключена. Когда у нас было очень много госзаказчиков, было очень много жалоб, в том числе вследствие разного уровня подготовки специалистов. Сейчас госзаказчик единый, что значительно облегчает работу.

Я всегда привожу один пример – в 2006 году я проводил комиссию по рассмотрению жалобы на размещение муниципального заказа, куда пришел ответчиком секретарь комиссии. Говорит, что работает санитаром в морге. Спрашиваю: какое образование? Он отвечает, что закончил Медколледж, до обеда работает у себя в морге, после обеда проводит аукционы. Сейчас ситуация изменилась. В комиссиях работают специалисты с высшим образованием, прошедшие подготовку, обучение и имеющие соответствующие сертификаты.

КАК ТОЛЬКО ВИДИМ КОРРУПЦИЮ – ПЕРЕДАЕМ В ОРГАНЫ

- Мы, кстати, весной прошлого года говорили с вами о дороговизне жилья в Якутии. Вы заявляли, что фактически монопольно высокой цены на жилье в Якутии нет. Но люди так не считают и ждут прихода в Якутию китайской компании «Джода», которая, по ожиданию якутян, существенно повлияет на рынок ценообразования недвижимости в Якутии.

- Федеральная антимонопольная служба по заданию полпреда в Дальневосточном округе сделала анализ конкурентной среды на рынке строительства во всех крупных городах региона. Якутск занял первое место по развитой конкуренции на Дальнем Востоке. У нас здесь строят не одна, две три компании – у нас здесь на прямом подряде фактически работают 40 компаний. Ранее, ситуация на рынке строительства была иная. В 2008 году Якутское УФАС по заявлению Мархинской строительной компании возбудило дело в отношении ДСК по согласованным действиям с правительством республики. На тот момент доля ДСК на рынке республики занимал 80 процентов. На сегодня она, после нашего вмешательства, составляет 20 процентов.

- Дело было доведено до конца?

- Конечно. Мы занимались им совместно с прокуратурой. ДСК получал незаконные преференции по комплексной застройке кварталов. Теперь, ДСК стал, как и все - участником рынка: выходит на конкурсы, где-то проигрывает, где-то выигрывает. Больше строительных компаний получили возможность участвовать в тендерах на строительство жилья и объектов соцкультбыта. Плюс к тому наши строительные компании научились быстро работать.

- Многие строители жалуются на монополистов – поставщиков услуг: «Якутскэнерго», «Водоканал», говоря о том, что строительство удорожается по вине этих компаний. Речь идет, в том числе, о затягивании сроков подключения.

- Во-первых, любое техническое условие – это требование к безопасности. Во-вторых, условия техприсоединения регламентированы законодательством РФ. Все тарифы регулируются государством. Если тариф зарегистрирован государственным органом, значит, он проверен и законен. Я же не могу ставить под сомнение тариф, который утвердила Федеральная служба по тарифам. Другое дело, если субъект естественных монополий препятствует возможности подключения – в таком случае вмешиваемся мы. Жалобы на «Якутскэнерго» за волокиту при подключении, когда объект готов – и документы заполнил, и средства заплатил, поступают регулярно. В большинстве случаев субъект естественной монополии не прав и устраняет все недочеты, указанные в жалобах. Отсюда вывод: не надо сидеть, ждать и ныть на кухне – надо просто взять и написать заявление в компетентный орган.

- Вопрос по делу «Рыба Арктики». Вы доказали, что нарушение есть по распределению субсидий на переработку рыбного сырья. А дальше что?Субсидии-то повисли в воздухе. Госкомитет по делам Арктики уже не может дать их обанкротившейся «Рыбе Арктики», ни и остальным игрокам ничего не достается.

- Не соглашусь с поставленным вопросом, и в частности о том, что никто ничего не получит. Дело было возбуждено по заявлению участников рынка, для которых были установлены препятствия в возможности получения соответствующих субсидий. Мы изучили все фактические обстоятельства дела, указали на наличие нарушения в предложенном порядке и создании преимуществ для одного конкретного хозяйствующего субъекта. Госкомитет по делам Арктики сейчас должен устранить все замечания, которые нами были изложены в решении и заняться распределением субсидий в соответствии с требованиями законодательства, в том числе антимонопольного.

- Есть ли регламент, который позволяет после наложения административных мер принять решение о дисквалификации должностного лица?

- Наказание в виде дисквалификации назначается судом и порядок применения наказания определен Кодексом РФ об административных правонарушениях. Но, как правило, чиновники после первого штрафа обычно делают выводы. На должности мы не смотрим, нарушил – получи штраф.

- Помните, Егор Борисов говорил, мол, в Якутии нет системной коррупции. Так вот же яркий пример коррупционного системного явления. Есть деньги, которые были заточены под определенную компанию. Причем потом она банкротится.

- Что касается коррупции, у нас нет функций оперативно-розыскной деятельности. Мы видим нарушение по 135-му закону «О конкуренции» и 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а эти законы не рассматривают нарушение с точки зрения уголовно-наказуемого деяния. Но как только мы видим коррупциогенные проявления, то сразу по своим каналам передаем в правоохранительные органы. Дальше вопрос не нашей компетенции. Но материалы могут стать основанием для оперативно-розыскных мероприятий. К чему все это приведет – это уже компетенция правоохранительных органов.

- Большая проблема республики – дороговизна интернета. В последние два года ситуация заметно улучшилась. Но есть еще куда работать.

- УФАС по Якутии по заявлению компании «Гелиос» инициировало дело в отношении «Ростелекома». Передали его в центральный аппарат, сейчас ФАС России будет рассматривать дело в отношении «Ростелекома», плюс дело было доквалифицировано дополнительной статьей, содержащей запрет на злоупотребление доминирующим положением. Если дело будет доведено до конца, последствия для компании будут достаточно серьезными - штраф от 1 до 15 процентов оборота компании.

- Что вменяет им «Гелиос»?

- «Ростелекому» вменяют необоснованно высокие тарифы на доступ к оптоволоконным каналам. Компания выделяет очень мало каналов по завышенной цене. Центральный аппарат сделал анализ по субъектам и установил, что услуги по доступу к каналам оптоволокна «Ростелекома» в Якутске на порядок выше, чем в остальных регионах Сибири и Дальнего Востока.

- Еще ведь «Экспресс-сеть» подавала заявление.

- Заявление было почти одинаковое. Сейчас, после решения центрального аппарата, все точки над «i» будут поставлены. И я надеюсь, что будет принято решение о злоупотреблении «Ростелекомом» в Якутии доминирующим положением.

У ЯКУТИИ ЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ ПО ДАЛЬНЕМУ ВОСТОКУ

- В вашу компетенцию входит контроль цен по социально значимым продуктам. Как по этой части обстоят дела?

- Согласно закону РФ о торговле мы осуществляем контроль за крупными сетевыми торговыми организациями. В этом году мы активно работали с политической организацией «Единой Россией». Они создали такое направление, как народный контроль. Возглавляет его депутат Александр Уаров. Совместные проверки народных контролеров в торговых сетях дисциплинировали продавцов и не допустили необоснованного роста цен. Крупных нарушений со стороны крупных сетей не было зафиксировано. Некорректно зачастую себя вели магазины шаговой доступности. Цены на сахар, мука, крупы, масло, соль должны устанавливаться регламентированные органом местного самоуправления.

- Вопрос по поводу Онкологического центра. Напомните, людям, почему затянулось его строительство.

- К нам поступила жалоба от одного из участников конкурса, который посчитал, что его отклонили от участия в конкурсе незаконно. Мы провели проверку и выявили нарушения при проведении конкурсных процедур со стороны Службы государственного заказчика при правительстве республики. Рассмотрев жалобу, мы выявили, что компанию отклонили необоснованно. Было вынесено решение провести процедуру повторно. Служба госзаказчика отказалась исполнять наше решение и подала на нас в суд. Мы свое отсудили, и руководитель Службы госзаказчика был оштрафован на 50 тысяч рублей.

Наше решение было проверено юристами «ОПОРЫ России», возглавляемой в то время Александром Бречаловым. В заключении юристов было указано, что решение якутского УФАС соответствует нормам закона. На мой взгляд, если бы Служба госзаказчика исполнила предписание, Онкоцентр уже начали бы строить.

- Юрий Алексеевич, 25 лет – солидный срок. Как думаете, улучшается ли, в том числе благодаря вам, конкурентная среда в стране, республике?

- - За 25 лет антимонопольное законодательство сделало большой шаг вперед. Самое главное, антимонопольный орган есть в каждом субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте предприниматели могут обратиться и получить защиту. Как говорит руководитель ФАС России Игорь Артемьев, антимонопольный орган – это орган, который защищает от беззакония.  Мы работаем по закону, а не по понятиям. С каждым годом функции по контролю для ФАС расширяются. Сегодня службу в народе практически называют экономической полицией. И это действительно так, поскольку мы рассматриваем вопросы, связанные с нарушением баланса в экономике.

В этом году аналитическая служба ФАС России сделала анализ регионов на предмет развитости конкуренции. Учитывались административные барьеры, наличие компаний с доминирующим положением, количества жалоб, естественных монополий и т. д. Плюс был сделан опрос предпринимательской среды. Якутия заняла восьмое место по России из 84 регионов. Это лучший результат по Дальнему Востоку. Хотя проблем у нас, конечно же, хватает – взять ту же рыбу и интернет. С другой стороны, и само предпринимательское сообщество должно активно отстаивать свои права, не забывая об обязанностях, работать творчески и изобретательно.