Доклад о результатах деятельности Якутского УФАС при осуществлении контроля закупок для государственных и муниципальных нужд и привлечении к административной ответственности за 1-ое полугодие 2017 года

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

        Якутское УФАС России сообщает об итогах работы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 1-е полугодие 2017 года.

        За период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. Отделом контроля закупок Якутского УФАС России рассмотрено 607 жалоб. Из указанного количества жалоб обоснованными, в том числе частично, было признано 190 жалобы, необоснованными – 252, отозвано – 50 жалоб, возвращено – 115 жалоб.

        Для сравнения за 1-е полугодие 2016 года антимонопольным органом было рассмотрено 548 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, из которых обоснованными, в том числе частично была признано 184 жалобы, необоснованными – 202, возвращено – 118, отозвано – 44 жалобы. Сравнение показателей 1-х полугодий 2016 и 2017 гг. позволяет констатировать увеличение объема поступивших жалоб на 11%.

        Количество жалоб, поступивших на действия муниципальных заказчиков/уполномоченных органов/комиссий осталось практически неизменным, количество жалоб на действия при осуществлении закупок, финансируемых из республиканского бюджета, увеличилось на 15%, финансируемых из федерального бюджета – увеличилось на 45%. Если в первом полугодии прошлого года объем жалоб, признанных обоснованными (в том числе частично) составлял 31%, то в первом полугодии 2017 года такой показатель составляет 34%. Увеличилось на 52% и 5% соответственно, количество закупок, проведенных с нарушениями законодательства о контрактной системе, осуществляемых федеральными и республиканскими заказчиками. Соответствующий показатель улучшился у заказчиков, осуществляющих закупки из муниципального бюджета – уменьшение количества закупок, проведенных с нарушениями, составило 13%.

        Значительно увеличилось (на 84%) количество нарушений, допускаемых заказчиками федерального уровня, вместе с тем, количество нарушений, допускаемых заказчиками муниципального уровня, по отношению к показателям 2-го квартала 2016 года, снизилось на 6%. В 1 полугодии 2017 года Якутским УФАС России возбуждено 90 дел об административных правонарушениях в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Из них: 61 дело об административном правонарушении инициативное; 29 дел об административном правонарушении возбуждено на основании постановлений районных прокуратур Республики Саха (Якутия), направленных в соответствии со статьей 23.66 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечены 78 должностных лиц федеральных, региональных и муниципальных заказчиков, вынесены постановления о наложении административного штрафа на общую сумму 1 млн 839 тыс.руб. (78 постановлений) за нарушения требований Закона о контрактной системе. Прекращено 12 дел, из них: - 7 дел прекращено в связи с отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ; - 5 дел прекращено в связи с истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

        По статье 7.29 КоАП РФ, за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Якутским УФАС России вынесено 10 постановлений о наложении административного штрафа (что составляет 12,82% от общего количества вынесенных постановлений) на общую сумму 360 000 руб.

        По статье 7.30 КоАП РФ, за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Якутским УФАС России вынесено 52 постановления о наложении административного штрафа (что составляет 66, 66 % от общего количества вынесенных постановлений) на общую сумму 976 458 руб.

        По статье 7.31 КоАП РФ, за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, вынесено 5 постановлений о наложении административного штрафа (что составляет 6,41 % от общего количества вынесенных постановлений) на общую сумму 100 000 руб.

        По статье 7.32 КоАП РФ, за нарушение порядка заключения, изменения контракта, вынесено 5 постановлений о наложении административного штрафа (что составляет 6,41% от общего количества вынесенных постановлений) на общую сумму 102 710 руб.

        За невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ, Якутским УФАС России вынесено 6 постановлений о наложении административного штрафа (что составляет 7,69% от общего количества вынесенных постановлений) на общую сумму 300 000 руб. Для сравнения, в 2016 году за нарушения требований Закона о контрактной системе Якутским УФАС России к административной ответственности привлечено 80 должностных лиц, постановлений о наложении административного штрафа вынесено на сумму 1 млн. 542 тыс. руб.

К наиболее часто встречающимся административным правонарушениям, выявленным Якутским УФАС России в сфере закупок, относятся:

- признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям аукционной документации по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок,

- нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений;

- неразмещение/несвоевременное размещение отчетов об исполнении контрактов;

- утверждение/размещение закупочной документации с нарушением требований Закона о контрактной системе;

- нарушение/изменение заказчиком условий государственного или муниципального контракта;

- непредставление/несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта в уполномоченный орган;

- принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе, по итогам применения мер административной ответственности в отношении должностных лиц заказчиков, уполномоченных органов/учреждений, за 1 полугодие 2017 года к административной ответственности привлечено 97,5 % должностных лиц от количества привлеченных в целом в 2016 году, что свидетельствует о повышении одного из ключевых показателей эффективности деятельности Якутского УФАС России.