Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по РС(Я) рассмотрена жалоба ООО "Иннобалт"

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Р Е Ш Е Н И Е

 по делу № 06-279/19

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                                                                                 13 марта 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Иннобалт (далее также – ООО «Иннобалт», Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;

от заказчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее также – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я)», заказчик): <…>, <…> (представители по доверенностям),

от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (далее также – ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)», уполномоченное учреждение): <…> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Иннобалт» на действия заказчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) (изв. № 0816500000619000066), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Иннобалт».

Из текста жалобы заявителя следует, что заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе установлено ограничение в части подтверждения опыта выполнения работ ввиду необходимости предоставления копий только государственных или муниципальных контрактов, а не других форм договоров.

Просят признать жалобу обоснованной.

Представитель заказчика с жалобой заявителя не согласился, поддержал письменные пояснения, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

  1. извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер» – 31.01.2019;
  2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме;
  3. начальная (максимальная) цена контракта – 3 000 000,00 руб.;
  4.  по окончании срока подачи заявок подана одна заявка.

            На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия считает жалобу ООО «Иннобалт» необоснованной на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из смысла указанных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре, работе, услуге. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Предметом данной закупки является оказание услуг по разработке электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия).

Согласно части 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации исполнитель обязуется оказать услугу по разработке электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В соответствии с частью 4 «Критерии оценок» оценка по показателю осуществляется согласно шкале предельных величин значимости показателя, представленного в Таблице № 1 конкурсной документации:

Таблица № 1

Показатель

Шкала значений

Отсутствие исполненных контрактов на выполнение работ сопоставимого характера и объема

0 баллов

Наличие у участника закупки от 1 до 5 (включительно) исполненных контрактов на выполнение работ сопоставимого характера и объема

25 баллов

Наличие у участника закупки от 6 до 10 (включительно) исполненных контрактов на выполнение работ сопоставимого характера и объема

50 баллов

Наличие у участника закупки от 11 до 15 (включительно) исполненных контрактов на выполнение работ сопоставимого характера и объема

75 баллов

Наличие у участника закупки более 15 исполненных контрактов на выполнение работ сопоставимого характера и объема

100 баллов

            

Оценка заявок по показателю выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя без учета величины значимости показателя составляет 100 баллов, с учетом величины значимости показателя 0,4 – НЦБi).

Рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию оценки «квалификация участников закупки», определяется по формуле:

 

Rквi = НЦБi ´ 0,4,

 

где:

НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

  0,4 - коэффициент значимости критерия оценки «квалификация участников закупки» (значимость критерия 40 %, деленная на 100).

  На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией присваивается каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в настоящей документации, и заявке, на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

  Представитель заказчика пояснил, что для подтверждения наличия оценки опыта участника закупки по исполненным государственных и муниципальных контрактов обусловлена тем, что данный критерий не может подтверждаться иными гражданско-правовыми договорами, поскольку разработка схем производится только по заказу государственных органов.

  Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

  В соответствии с абзацем 19 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

  Таким образом, разработка электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, может разрабатываться только по инициативе субъекта РФ в лице его уполномоченного государственного органа.

  Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный орган государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

  Юридические лица не являющиеся государственными заказчиками (органами государственной власти субъектов РФ) не имеют законодательного права в заключении договора на разработку электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

  Разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами относится к государственным полномочиям.

  Вместе с тем, конкурсная комиссия будет оценивать заявки по наличию опыта исполнения именно государственных (муниципальных) контрактов, заключенных в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и зарегистрированных в Единой информационной системе в сфере закупок, так как данные контракты конкурсная комиссия заказчика может проверить на предмет фактического наличия. 

  Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.03.2019 №0816500000619000066 заявка ООО «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА» признана соответствующей конкурсной документации и требованиям Закона о контрактной системе.  

  Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных (муниципальных) контрактов не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.

  Таким образом, любой хозяйствующий субъект мог подать заявку на участие в открытом конкурсе, обсуждаемый критерий оценки не препятствует участию в конкурсе, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен прежде всего на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика. Отсутствие исполненных государственных (муниципальных) контрактов, подтверждающих опыт участника закупки не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. Наличие опыта являлось критерием оценки заявок, а не требованием, влияющим на допуск к участию в закупке. Соответственно, непредставление документов по данному показателю не являлось основанием для отклонения заявок участников закупки, конкурсной комиссией заявка рассматривалась и оценивалась.

  Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае опыт по успешному выполнению работ о количестве государственных и муниципальных контрактов сопоставимого характера и объема заказчиком в конкурсной документации путем предоставления гражданско-правовых договоров не привело к невозможности подачи заявки ООО «Иннобалт» на участие в открытом конкурсе и признании его победителем.

  Заявитель не представил безусловных доказательств, свидетельствующих, что установление заказчиком критерия «квалификация участника закупки» по опыту исполнения государственных (муниципальных) контрактов привело к нарушению его прав и законных интересов.

На основании вышеизложенного жалоба ООО «Иннобалт» признана необоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «Иннобалт» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) (изв. № 0816500000619000066) необоснованной.

2. Передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения

 

 

Заместитель председателя комиссии:                                                                      <…>

 

 

Члены комиссии:                                                                                                    <…>

 

 

                                                                                                                                       <…>

Файлы для скачивания

reshenie.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.08 МБ