Отсутствие возможности поставить эквивалент лекарственного препарата привело к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок рассмотрев жалобу ООО «Верея» на действия заказчика ГКУ РС (Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» при проведении электронного аукциона на поставку товара (субвенции): лекарственные препараты для граждан в целях их социального обеспечения (Салметерол + Флутиказон), проведя внеплановую проверку осуществления закупки приняла решение признать заказчика нарушившим положения Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Аукционной комиссии уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» предписано отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона. Заказчику Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» - внести изменения в аукционную документацию, продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Поводом для обращения в Якутское УФАС с жалобой для ООО «Верея» явилось то, что заказчик установил требование к форме лекарственного средства «Салметерол+Флутиказон» в виде «порошок для ингаляций дозированный» без параметров эквивалентности.

Закуп такого рода товаров регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с пунктом «а» части 2 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ о контрактной системе указывают лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).

Таким образом, Постановлением № 1380 установлена обязанность заказчика предусмотреть эквивалентные лекарственные формы требуемого к поставке медицинского средства, а свобода заказчика в установлении требований к предмету и участникам закупки ограничена частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещающими совершать действия и устанавливать требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной России от 23 января 2018 года № ИА/3737/18 «О формировании документации на закупку лекарственных препаратов с МНН "Салметерол + Флутиказон» все лекарственные препараты, имеющие в своем составе одно и то же действующее вещество (одно МНН), эквивалентные по способу применения (введения) лекарственные формы, эквивалентные дозировки, формируют один товарный рынок с учетом показаний к применению и противопоказаний, указанных в инструкции по медицинскому применению.

Также, как следует из вышеуказанного Письма в соответствии с письмом ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России от 15.12.2017 N 23972, направленным в ФАС России письмом Минздрава России от 26.12.2017 N 20-3/10/2-8976, применение лекарственных препаратов с МНН "Салметерол + Флутиказон" в лекарственных формах "капсулы с порошком для ингаляций", "порошок для ингаляций дозированный", "аэрозоль для ингаляций дозированный" на одной группе пациентов с одинаковыми показаниями и противопоказаниями к применению возможно с достижением эквивалентного терапевтического эффекта.

В том же Письме ФАС России разъясняет, что указание в документации на закупку лекарственных препаратов с МНН "Салметерол + Флутиказон" конкретной лекарственной формы без возможности поставки эквивалента может привести к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

По итогам рассмотрения жалобы аукционной комиссии заказчика, заказчику выдано предписание об устранении нарушений. 

Справочно: В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Решение по делу № 014/06/59-1370/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Извещение № 0816500000620005434.