ФАС стремится к единообразию правоприменительной практики

Нарушения при перевозке пассажиров, реформу унитарных предприятий, взаимодействие с правоохранительными органами и вопросы применения земельного законодательства обсудили руководители территориальных органов на совещании

5 октября 2020 года в ФАС России в рамках расширенного заседания Коллегии ФАС России состоялся семинар, посвященный актуальным вопросам правоприменительной практики. Начальник Управления регулирования транспорта ФАС России Адиля Вяселева в своем выступлении рассказала о необходимости использования единообразного подхода при выявлении нарушений, связанных с автобусными перевозками пассажиров.

«Нельзя допускать ограничение конкуренции путем укрупнения лотов за счет объединения групп маршрутов. Это может привести к тому, что в конкурсах не смогут принимать участие небольшие местные перевозчики. Нельзя допускать создание преференций государственным или муниципальным перевозчикам, потому что тогда с рынка будут вытеснены частные компании. Подобная практика противоречит антимонопольному законодательству и Национальному плану о развитии конкуренции», - сообщила Адиля Вяселева.

Спикер подчеркнула, что целесообразно обеспечить разумный масштаб лотов, позволяющих небольшим перевозчикам конкурировать на рынке перевозок. При этом доля какого-либо перевозчика, в особенности государственного или муниципального предприятия, не может превышать 35% рынка.

Начальник Управления регулирования транспорта обратила также внимание на необходимость обеспечения равного доступа всех участников рынка к мерам государственной финансовой поддержки, которую следует оказывать не только ГУПам и МУПам, но и предприятиям МСП.

О ходе реализации реформы унитарных предприятий рассказала заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова. Она сообщила, что в соответствии с Федеральным законом № 485-ФЗ [1], унитарные предприятия должны быть реорганизованы в АО или ООО при осуществлении деятельности на конкурентных рынках, в учреждения для решения социальных задач либо ликвидация по окончании переходного периода.

В целях реализации Федерального закона № 485-ФЗ ФАС России поручила своим территориальным органам обеспечить контроль за созданием новых ГУПов и МУПов и завершить до 1 июля 2020 года разработку в регионах Планов мероприятий по реформированию унитарных предприятий.

«В 2019 году количество унитарных предприятий по сравнению с 2018 годом снизилось на 18 %. По данным регионов к реорганизации или ликвидации запланировано еще 70 % унитарных предприятий», - отметила замначальника Правового управления.

«В настоящее время ни один субъект РФ не запланировал средства на реализацию этой реформы. И будет печально, если процесс усложнится из-за отсутствия такого планирования», - добавил начальник Правового управления ФАС России Артём Молчанов.

Он призвал руководителей территориальных антимонопольных органов проработать этот вопрос в своих регионах.

О взаимодействии с правоохранительными органами рассказал заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Антон Тесленко. В своем выступлении он отметил особый порядок и практику проведения внеплановых выездных проверок в 2020 году и привел в пример выдачу предостережений как механизм эффективного оперативного реагирования антимонопольных и правоохранительных органов.

«В период пандемии выданные предостережения позволили предупредить установление и поддержание завышенных цен, в ряде случаев снизить цены, завышенные вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а также избежать дефицита товара и ажиотажного спроса», - подчеркнул спикер.

В продолжение темы Антон Тесленко подробно остановился на дискуссионных вопросах правоприменения в сфере уголовно-правовой охраны конкуренции, а также осветил примеры из практики взаимодействия правоохранительных и антимонопольных органов. Спикер напомнил о разработанных ФАС России методических рекомендациях об организации взаимодействия с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции.

«Документ призван помочь в налаживании эффективного сотрудничества и разрешить вопросы, возникающие в ходе расследования картелей. Например, вопрос об определении и разграничении процессуального статуса должностного лица антимонопольного органа, привлекаемого для участия в деле, который в зависимости от ситуации может выступать либо свидетелем по делу, либо специалистом, обладающим спецпознаниями», - подчеркнул Антон Тесленко.

На актуальные вопросы в сфере отраслевых торгов ответил начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов Олег Корнеев.

Он рассказал о сроках переадресации жалоб по подведомственности, о сроках размещения информации о поступлении и рассмотрении жалоб на сайте антимонопольного органа и сайта торгов torgi.gov.ru (если такое размещение обязательно в соответствии с отраслевым законом), и осветил отдельные вопросы применения земельного законодательства.

Олег Корнеев также отметил, что «основанием для приостановления выданного антимонопольным органом предписания при его обжаловании в суде является исключительно принятие судом обеспечительных мер. Факт принятия судом иска по обжалованию не приостанавливает необходимость его исполнения».