Заказчик ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» неправомерно установил размеры страховых сумм жизни и здоровья работников Государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев жалобу САО «ВСК» на действия заказчика ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» при проведении электронного аукциона на оказание услуги по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья работников Государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия) признала жалобу обоснованной в части неправомерного установления сумм страхования.

Заказчику ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» выдано предписание об устранении допущенных нарушений.

Довод жалобы в части того, что Заказчиком в Описании объекта закупки неправомерно установлены размеры страховых сумм, противоречащие Закону об обязательном страховании, признан обоснованным.

В соответствии с абзацем 1 статьи 9 Закона о пожарной безопасности сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников, военнослужащих и работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Закона об обязательном страховании обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов.

Частью 2 статьи 5 Закона об обязательном страховании установлено, что страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:

инвалиду I группы - 1 500 000 рублей;

инвалиду II группы - 1 000 000 рублей;

инвалиду III группы - 500 000 рублей;

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 50 000 рублей.

Из представленных письменных пояснений заказчика следует, что финансирование Государственной противопожарной службы РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» осуществляется из средств государственного бюджета РС (Я) (ч.1 ст.7 Закон Республики Саха (Якутия) от 09.10.2008 607-З N 105-IV "О пожарной безопасности в Республике Саха (Якутия)").

На 2021-2022 страховой период (финансовый год 2020) средства на обязательное государственное страхование жизни и здоровья работников Государственной противопожарной службы РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» предусмотрены в объеме 400 000 руб. аналогичный объему за 2018-2019 годы (из расчета в среднем 170-175 рублей на одного человека по сопоставимым рыночным ценам).

 Страховая сумма в размере 100 000 рублей на одно застрахованное лицо определена проектом контракта в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа полагает, что из сути вышеуказанных положений Закона о пожарной безопасности и Закона об обязательном страховании не следует, что заказчик на основании того, что обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов (в данном случае из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), самостоятельно устанавливает размеры страховых сумм, выплачиваемых застрахованным лицам (сотрудникам ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)») в противоречие положениям статьи 5 Закона об обязательном страховании.

Таким образом, заказчик неправомерно установив размеры страховых суммы, противоречащие Закону об обязательном страховании, нарушил положения части 1 статьи 31, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Справка: решение  по делу № 014/06/64-2938/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок; извещение № 0816500000620011113; нарушены часть 1 статьи 33, часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».