Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отменил в пользу Якутского УФАС России судебные акты по делу в споре с Управлением образования Окружной администрации города Якутска

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2020 года по тому же делу, постановил отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Управления образования Окружной администрации города Якутска о признании недействительными выданного ему решения и предписания территориального антимонопольного органа.

В августе 2019 года Управление образования Окружной администрации города Якутска разместило  извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению путевок для детей в лагеря, расположенные на побережье Черного моря Республики Крым, в количестве 94 штук по цене 3 399 666 рублей 98 копеек. При этом указав код позиции КТРУ 79.11.23 – услуги туристических агентств.

Не согласившись с определением способа закупки, который должен быть определен как конкурс с ограниченным участием, Государственное автономное учреждение культуры города Москвы «Московское агентство организации отдыха и туризма» обратилось с жалобой в Якутское УФАС России. По результатам рассмотрения жалобы территориальный антимонопольный орган вынес решение о признании жалобы обоснованной. Заказчику было выдано предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, аннулировании результатов электронного аукциона.

Якутское УФАС решило, в действиях заказчика наблюдается явная подмена предмета закупки с целью упрощения проведения закупки. Для реализации своей цели управлением образования намеренно установлен код КТРУ, подходящий к электронному аукциону, позволяющий ввести лиц, участвующих в аукционе, а также осуществляющих контроль органов в заблуждение. Настоящая потребность заказчика не совпадает с заявленным объектом закупки.

Не согласившись с решением и предписанием УФАС, Управление образования обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании их недействительными. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что вынесенные управлением решение и предписание являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя.

Однако кассационный суд пришел к выводу, что выводы судов не соответствуют положениям законодательства, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и являются необоснованными.

С 1 мая 2019 года на основании пункта 3 части 2 статьи 56 Закона № 44-ФЗ все заказчики обязаны осуществлять закупки по приобретению услуг по организации отдыха детей и их оздоровления путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме. Вышеуказанные изменения в законодательство внесены для того, чтобы к участию в закупке допускались только организации, обладающие необходимым уровнем квалификации и предлагающие наилучшие условия исполнения контрактов, что минимизирует риски, связанные с безопасностью и здоровьем детей. При этом к участникам такого конкурса применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Справка: Дело в Арбитражному суде Республики Саха (Якутия) № А58-11714/2019; Решение и предписание Якутского УФАС от 04.09.2019 по делу № 014/06-59-2096/2019 о нарушении законодательства о закупках; номер извещения 0116300000119000875.