Дальневосточное ГУ Банка России совместно с Якутским УФАС России провело семинар о распознавании рекламы финансовых пирамид

9 декабря в формате видеоконференцсвязи для представителей СМИ Республики Саха (Якутия) – рекламораспространителей, проведён совместный семинар Дальневосточного ГУ Банка России и Якутского УФАС России «Реклама нелегальных услуг на финансовом рынке: как распознать нелегала».

Семинар был проведен в рамках Соглашения о взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой и в целях профилактики нарушений законодательства о рекламе, информирования  населения о рисках мошенничества на финансовом рынке, в том числе защиты от лиц, оказывающих нелегальные финансовые услуги. Подобные семинары для представителей СМИ проходят повсеместно в территориальных органах ФАС России и Банка России.

Участникам мероприятия интересно и наглядно рассказали, как распознать рекламу нелегальных услуг на финансовом рынке, особое внимание, уделив «финансовым пирамидам», а также привели примеры из практики Банка России по выявлению таких организаций.

Так, наиболее распространенные схемы, выявляемые Банком России  в рамках деятельности по противодействию недобросовестным практикам на финансовом рынке на сегодняшний день являются организации, незаконно привлекающие денежные средства граждан. Это могут быть организации с признаками финансовой пирамиды – зачастую они действуют на принципах сетевого маркетинга, обманом привлекая средства граждан под обещания высокой доходности. Пирамиды могут существовать в виде публичного проекта, ООО, прикрываться статусом МФО, КПК, банка и т.д. 

Согласно п.6 ст. 807 ГК РФ заемщик – юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан. К таким организациям относятся банки, МФО, КПК.

На семинаре отметили так называемых «черных кредиторов». В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности. Такие организации должны иметь лицензию Банка России (кредитные организации), либо быть включены в соответствующие реестры (МФО, КПК). Если организации предоставляют кредиты (займы), не соблюдая указанные условия, они действуют вне правового поля. Нередко «черные кредиторы» выдают себя за легальных участников рынка.

«Черные кредиторы» нередко также работают по схеме возвратного лизинга.  Нерегулируемые участники финансового рынка, пользуясь отсутствием регулирования, предлагают гражданам сделки т.н. возвратного лизинга. Гражданин продает свое имущество (автомобиль, недвижимость) компании, а затем с ней же заключает договор, по которому получает это же имущество в аренду (лизинг). Такая схема позволяет реализующим ее компаниям обходить  нормы закона о потребкредитовании – процентные ставки, размер неустойки в случае просрочки не ограничены.

Иные нелегальные лица — это форекс-брокеры. Форекс компании, не имеющие лицензии Банка России на этот вид деятельности (в том числе из иностранной юрисдикции) – не законны. Наличие лицензии на деятельность на рынке Форекс предусмотрено законом «О рынке ценных бумаг».

Нередко для обхода норм закона используется схема, при которой гражданам предлагают якобы пройти обучение на рынке Форекс, а затем обманным путем вовлекают в «игру на Форексе», при этом деньги переводятся брокеру, зарегистрированному в иностранной юрисдикции. Однако с юридической точки зрения деятельность подобных «обучающих» компаний, как правило, законна. 

Существуют также другие виды схем, связанных с незаконным предложением услуг на финансовом рынке. Основные признаки финансовых пирамид и организаций, предлагающих нелегальные финансовые услуги — это отсутствие лицензии Банка России на ведение заявленной в рекламе деятельности, обещание высокой доходности, значительно превышающей рыночный уровень, отсутствие точного определения деятельности организации, обещание выплат участникам схемы за счет привлечения новых клиентов (организация деятельности на принципах сетевого маркетинга), наличие информации о страховании вложений, аналогичной Системе страхования вкладов (распространяется только на банки).