Надежда Шаравская: Развитие несетевых каналов реализации и мультиформатной торговли приведет к повышению конкуренции на розничном рынке

23 декабря состоялся круглый стол на тему «Торговые розничные сети: вопросы взаимодействия и образования». В ходе мероприятия участники обсудили проблемы доступа малого бизнеса на полки крупных торговых сетей

 

Круглый стол состоялся в формате видеоконференцсвязи на площадке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В нем приняли участие представители Минпромторга России, Минэкономразвития России, Минсельхоза России, Национального союза мясопереработчиков и Ассоциации компаний розничной торговли. Позицию ФАС России на заседании озвучила начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг Надежда Шаравская.

«С целью расширения каналов сбыта продукции малого бизнеса и повышения конкуренции на рынках розничной торговли мы считаем необходимым развивать малые форматы торговли, несетевую и мультиформатную торговлю, в том числе нестационарную. Это может привести к сокращению цепочки между производителями и конечным потребителем, оптимизации и сокращению затрат на логистическую составляющую, что, в конечном итоге, может положительно сказаться на формировании стоимости продукции и ее качестве», - сообщила представитель ФАС России.

Надежда Шаравская также отметила, что Закон о торговле1 предусматривает иммунитет для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих поставки продовольственных товаров, а также оптовых и розничных продавцов, а именно на них не распространяются положения статей 13 и 14 закона.

 

По ее словам, в настоящее время наблюдается повышение экономической концентрации рынка, и это объективная тенденция на всех розничных рынках.

«В рамках контроля за экономической концентрацией мы оцениваем доли торговых сетей при совершении сделки для того, чтобы принять решение о даче согласия на ее осуществление, разрешить сделку с поведенческими или структурными условиями, либо отказать, если в результате проведенного анализа выявлено, что заявленная сделка может привести к ограничению конкуренции. Вместе с тем мы сталкиваемся со сложностями оценки долей из-за того, что сформированные в субъектах Российской Федерации торговые реестры не отражают реальной картины присутствия тех или иных торговых сетей. Мы считаем, что реестр необходимо сохранить и развивать, сделать более информативным, а также обязательным для повышения эффективности государственного контроля и надзора в сфере розничной торговли. Это позволит правильно рассчитывать доли торговых сетей, осуществлять оперативный контроль за соблюдением существующих и вводимых требований, в том числе за соблюдением статьи 14 Закона о торговле», - добавила начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России.

 

1 - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».