Включение в конкурсные требования показателя по опыту работы исключительно по 44-ФЗ о контрактной системе ограничивает конкуренцию

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок рассмотрев жалобу ООО «Интра» на действия (бездействия) заказчика ГУ - Региональное Отделение Фонда Социального Страхования РФ по Республике Саха (Якутия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами, протезно-ортопедическими изделиями в 2021 году. Протезы верхних конечностей, внеплановую проверку осуществления закупки, признала жалобу обоснованной. Предметом оценки явилось включение условия показателя как опыт работы по успешному выполнению работ в рамках контракта, заключенного в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Комиссия пришла к выводу, что критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема и заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе нельзя рассматривать как объективный и правомерный.

Включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, это нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона № 44-ФЗ.

Комиссия отметила, что ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных. Подобный критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют). Применение критерия означает, что квалификацию участника, имеющего опыт успешного выполнения строительных работ не для государственных или муниципальных нужд, конкурсная комиссия необоснованно оценит в 0 баллов. Следовательно, действия заказчика ограничивают права участников закупки.

Заказчику выдано предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Справка: решение по делу № 014/06/54.3-1724/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок; извещение № 0216100000321000220.