Реклама мобильных телефонов, реализуемых ООО «ТелМарт Якутск», распространявшуюся с использованием рекламных конструкций, установленных в г. Якутске признана ненадлежащей

07.08.2009 г. Якутское УФАС России признало рекламу мобильных телефонов, реализуемых ООО «ТелМарт Якутск», распространявшуюся с использованием рекламных конструкций, установленных в г. Якутске ненадлежащей, нарушающей требования ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
Антимонопольным органом в июне 2009 г. на территории г. Якутска отслежено распространение рекламы следующего содержания: «К нашим ЦЕНАМ вернулся ПОЛНЫЙ ПЕСЕЦ! ПЕСЕЦ ТОЛЩЕ, ЦЕНЫ ТОНЬШЕ! МОБИЛЬНИКИ ЕЩЕ ДЕШЕВЛЕ». В рекламе используется образ животного, в нижней части которого имеется надпись «цензура». К указанной рекламе путем дополнительной вставки прикреплена информация следующего содержания: «Мобильники. К ценам пришел двойной песец».
Информация сопровождается двумя образами животных.
Антимонопольным органом в рекламе ООО «ТелМарт Якутск» усмотрено использование бранных слов, непристойных и оскорбительных сравнений и выражений, данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
Для определения характера используемых в рекламе слов и выражений, Якутским УФАС России рассматриваемая реклама была направлена на лингвистическую экспертизу в Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии Наук.
Эксперты провели лексико-семантический, стилистический анализ рекламного текста «К нашим ЦЕНАМ вернулся ПОЛНЫЙ ПЕСЕЦ! – ПЕСЕЦ ТОЛЩЕ, ЦЕНЫ ТОНЬШЕ».
Вердикт экспертов в рекламе в завуалированной форме используется обсценное (нецензурное, непристойное) слово «песец», употребляемое в ненормативной лексике, недопустимое в литературной речи, являющееся непристойным, которое воспринимается как оскорбительное.
Комиссия Якутского УФАС России по результатам рассмотрения дела, пришла к выводу, что в рекламе используется бранное слово, а с учетом требований законодательства о рекламе и законодательства о государственном языке РФ использование таких слов и выражений в рекламе не допустимо.
Решением Комиссии реклама ООО «ТелМарт Якутск» признана ненадлежащей, нарушающей требования ч.6 ст.5 Федерального закона «О рекламе», рекламодателю выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Примечание: Частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлен запрет на использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в список Всемирного наследия.
Согласно ч. 11 ст.5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования законодательства о государственном языке РФ, законодательства об авторском и смежных правах.
Федеральным законом «О государственном языке Российской Федерации» установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ч.1 ст.1).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе. При этом, частью 6 статьи 1 вышеназванного Федерального закона установлено, что при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.