• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Реклама «ТелМарт Якутск» признана ненадлежащей, нарушающей нормы государственного языка РФ

Напомним, 26 июня 2009 года Якутским УФАС в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе на территории г. Якутска отслежено распространение рекламы ООО «ТелМарт Якутск» следующего содержания: «К нашим ЦЕНАМ вернулся ПОЛНЫЙ ПЕСЕЦ! - ПЕСЕЦ ТОЛЩЕ, цены – тоньше! – Мобильники еще дешевле». В рекламе использовался образ животного, в нижней части тела которого располагалась надпись «цензура».

Для определения характера используемых в рекламе слов и выражений, рассматриваемая реклама была направлена в Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов СО РАН. По результатам лексико-семантического, стилистического анализа текста выявлено, что в рекламе ООО «ТелМарт Якутск» в завуалированной форме используется обсценное (нецензурное, непристойное) слово «песец», употребляемое в ненормативной лексике, недопустимое в литературной речи, являющееся непристойным и воспринимающееся как оскорбительное.

По итогам рассмотрения дела, 12 августа 2009 года Якутским УФАС было вынесено решение о признании рекламы магазина сотовых телефонов «ТелМарт» ненадлежащей, нарушающей требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона РФ «О рекламе», ООО «ТелМарт Якутск» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Поскольку распространение ненадлежащей рекламы образует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановлением от 8 августа ООО «ТелМарт Якутск» привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО «ТелМарт Якутск» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольный орган не доказал, что реклама ООО «ТелМарт Якутск» содержит бранные слова, оскорбительные выражения, решением от 27 октября 2009 г. отменил решение и предписание Якутского УФАС России.

В свою очередь Якутское УФАС России не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в апелляционную инстанцию с требованием отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении требований.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалами дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Федеральным законом «О государственном языке Российской Федерации» установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык (ч.1 ст.1). Согласно п.10 ч.1 ст. 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе. При этом, ч.6 ст. 1 настоящего закона установлено, что при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

По мнению суда апелляционной инстанции в основе выражения «Полный песец» заложена нецензурная фраза. Таким образом, суд подтвердил правомерность решения Якутского УФАС России о признании рекламы ООО «ТелМарт Якутск» ненадлежащей.