Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал позицию Якутского УФАС России

             Напомним, участники конкурса, главы фермерских хозяйств, обратились в Якутское УФАС России с заявлением на действия Министерства направленные на устранение конкуренции, ущемления прав малого бизнеса, выразившегося в объединении земельных участков в один лот.

          Антимонопольным орган в отношении Министерства возбуждено дело № 02-19/10А по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
Как установлено материалами дела, Министерством на основании распоряжения № Р-555 об организации и проведении конкурса по продаже права на заключение договора аренды 36 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду,  в августе 2009 г. проведен конкурс.
 
            При этом для участия в конкурсных торгах от третьих лиц поступили заявки о намерении приобрести отдельные земельные участки в числе выставленных на конкурс 35 участков в аренду.
 
          По итогам конкурса по продаже права на заключение договора аренды 35 земельных участков, 30 августа 2009 г. Министерством определен победитель конкурса, 5 августа 2009 г. с победителем конкурса ООО «Агрофирма Хатас» подписан договор аренды 35 земельных участков.
 
            В ходе рассмотрения дела установлено, что нарушение Министерством антимонопольных требований к торгам, выразилось в объединении 35 земельных участков, право на заключение договора аренды которых было выставлено на конкурс, в одним лотом. При наличии заявок третьих лиц о предоставлении в аренду в отношении от 1 до 31 выставленных на торги земельных участка, что привело к ограничению права хозяйствующих субъектов на приобретение каждого из земельных участков в отдельности и ограничению конкуренции на рынке реализации продукции сельского хозяйства на территории Якутска с подчиненными территориями.
 
Решением Якутского УФАС России Министерство признано нарушившим ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
 
             В связи с объединением 35 земельных участков, право на заключение договора аренды которых было выставлено на конкурсе в один лот, «Антимонопольный орган и суд первой инстанции правомерно пришли к выводу, что объединение Министерством 35 земельных участков в один лот, привело к ограничению конкуренции при проведении торгов, что в свою очередь, является нарушением ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», - комментирует руководитель Якутского УФАС России Юрий Игнатьев.
 
Справка: Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
 
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
 
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
 
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
 
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
 
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
 
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
 
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
 
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
 
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
 
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
 
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
 
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.