Якутским УФАС России вынесены решения по трем делам о нарушении ГКЦ-РЭК РС (Я) антимонопольного законодательства

             В ходе проверки, проведенной антимонопольным органом, установлено, что Государственный комитет по ценовой политике – Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ-РЭК РС (Я)) размер платы за технологическое присоединение электрическим сетям ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Сахаэнерго» и ОАО «ДРСК» филиал Южно –Якутские электрические сети при исключении расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, из инвестиционной программы организации на 2011 год, оставило без изменений на 2011 год в редакции постановлений за 2009 г. Данные обстоятельства нарушают требования, установленные статьей 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и приказа ФСТ России от 30.11.2010 №365-э/5.

             Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
 
             Комиссией установлено, что размер платы на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО АК «Якутскэнерго» и ОАО «Сахаэнерго», утвержденные пунктом 1 постановления ГКЦ-РЭК РС (Я) за .2009 не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности:
 
- на момент её установления расчет платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО АК «Якутскэнерго» и ОАО «Сахаэнерго» произведен не в соответствии с требованиями пункта 19 Методических указаний, утвержденные приказом ФСТ России от 23.10.2007 №277-э/7;
 
-с 2011 года не соответствует требованиям статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», введенной Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ, приказу ФСТ России от 30.11.2010 №365-э/5., так, как плата за технологическое присоединение, установленная данным постановлением, учитывает расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры ОАО АК «Якутскэнерго», что законодательством РФ с 1 января 2011 года не допускается;
 
-с 2011 года не соответствует требованиям пункта 28 Методических указаний, утвержденные приказом ФСТ России от 30.11.2010 №365-э/5, так как расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих, включаемых в состав платы, не определены в зависимости от присоединения объектов заявителя к ячейке трансформаторной подстанции (ТП, РТП, РП, ПС) и (или) к линии электропередачи (ЛЭП).
 
-с 2011 года не соответствует требованиям пунктов 9, 10, 28 Методических указаний, утвержденные приказом ФСТ России от 30.11.2010 №365-э/5, так как расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих, включаемых в состав платы, не определены в зависимости от присоединения объектов заявителя к ячейке трансформаторной подстанции (ТП, РТП, РП, ПС) и (или) к линии электропередачи (ЛЭП), а также учитывают расходы на строительство объектов в границах красных линий заявителя - застройщиков.
 
             Оставление без изменений нормативного акта на 2011 год предоставило преимущества для ОАО АК «Якутскэнерго» и ОАО «Сахаэнерго» по сравнению с другими сетевыми организациями, осуществляющими технологическое присоединение, что может повлечь ограничение конкуренции на розничном рынке электрической энергии республики, так как создалась возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» является признаком ограничения конкуренции.
 
             По делу в отношении ОАО «ДРСК» «ЮЯЭС» Комиссией установлено, что размер платы на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «ДРСК» «ЮЯЭС», утвержденный постановлением ГКЦ-РЭК РС (Я) от 26.11.2010 № 135, не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности:
 
- на момент её установления расчет платы за технологическое присоединение к электрическим сетям «ЮЯЭС» ОАО «ДРСК» произведен не в соответствии с требованиями пункта 19 Методических указаний, утвержденные приказом ФСТ России от 21.08.2009 №201-э/1;
 
-с 2011 года не соответствует требованиям статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», введенной Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ, приказу ФСТ России от 30.11.2010 №365-э/5., так, как плата за технологическое присоединение, установленная данным постановлением, учитывает расходы, связанных с развитием существующей инфраструктуры «ЮЯЭС» ОАО «ДРСК», что законодательством РФ с 1 января 2011 года не допускается;
 
-с 2011 года не соответствует требованиям пункта 28 Методических указаний, утвержденные приказом ФСТ России от 30.11.2010 №365-э/5, так как расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры, не определены в зависимости от присоединения объектов заявителя к ячейке трансформаторной подстанции (ТП, РТП, РП, ПС) и (или) к линии электропередачи (ЛЭП).
 
             Оставление без изменений нормативного акта на 2011 год предоставило преимущества для ОАО «ДРСК» филиала Южно –Якутские электрические сети по сравнению с другими сетевыми организациями, осуществляющими технологическое присоединение, что может повлечь ограничение конкуренции на розничном рынке электрической энергии республики, так как создалась возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» является признаком ограничения конкуренции.
 
             При рассмотрении всех трех дел представитель ГКЦ-РЭК РС (Я) сообщил, что нарушение антимонопольного законодательства и его последствия устранено, представил документы, подтверждающие факт устранения нарушение антимонопольного законодательства и его последствий: постановление ГКЦ-РЭК РС (Я) №62 от 27.06.2011г. «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правления ГКЦ-РЭК РС (Я)».
Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства признала по всем трем делам ГКЦ-РЭК РС (Я) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
 
Производство по всем делам возбужденное в отношении ГКЦ-РЭК РС (Я)  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.