П О С Т А Н О В Л Е Н И Е О прекращении производства по делу № 02-04/10-19.8 об административном правонарушении

Теги: реклама

12 февраля 2010 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Савочкина К.А. о нарушении ОАО «Альфа-банк» пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно при оформлении потребительского кредита в банке Савочкину К.А. была навязана услуга по страхованию жизни в ОАО «АльфаСтрахование - Жизнь». Вместе с заявлением представлена копия уведомления об индивидуальных условиях кредитования от 6 февраля 2008 г.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в связи с поступившим заявлением инициировано проведение внепланового контрольного мероприятия на предмет соблюдения ОАО «Альфа-банк» пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». В рамках контрольного мероприятия в ОАО «Альфа-банк» направлено требование о предоставлении следующих документов: 1) документы, подтверждающие полномочия руководителя кредитно-кассового офиса ОАО «Альфа-банк» в г. Якутске; 2) внутренние документы, регламентирующие порядок выдачи потребительских кредитов ОАО «Альфа-банк»; 3) копии лицензий на право осуществление банковской деятельности; 4) договоры потребительского кредитования граждан за 2008 – 2009 гг., заключенные ОАО «Альфа-банк» в лице руководителя кредитно-кассового офиса в г. Якутске.

22 марта 2010 г. в антимонопольный орган поступил ответ ОАО «Альфа-банк» от 12 марта 2010 г. исх. № 11.0062/14249, содержащий следующие документы (сведения): 1) копию генеральной лицензии на осуществление банковских операций Центрального банка РФ № 1326 от 29 января 1998 г.; 2) регламент взаимодействия банка и партнера при предоставлении ОАО «Альфа-банк» клиентам потребительских кредитов в торговых организациях, а также пояснение по вопросу предоставления копий соглашений, заключенных с клиентами банка. По мнению банка представление копий соглашений о предоставлении потребительских кредитов не представляется возможным в виду наличия в них сведений, составляющих банковскую тайну.

В связи с непредставлением запрошенных сведений в отношении ОАО «Альфа-банк» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При рассмотрении дела об административном правонарушении Березовская Е.В., представитель ОАО «Альфа-банк» по доверенности № 5/1079 Д от 7 апреля 2010 г. сообщила, что не признает наличие в действиях банка вменяемого состава административного правонарушения, поскольку запрошенные сведения составляют банковскую тайну и не могут быть представлены по запросу антимонопольного органа. Заслушав объяснения представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришел к следующим выводам.

Статьями 23, 39 – 52 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что к компетенции антимонопольного органа отнесено рассмотрение заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства. Статьями 25, 25.4, 44 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям антимонопольного органа отнесено право истребования у хозяйствующих субъектов документов и сведений, необходимых антимонопольному органу для проведения проверки.

Материалами дела установлено, что антимонопольным органом в рамках проводимой проверки у ОАО «Альфа-банк» истребованы сведения и документы, при этом банком истребованные документы представлены не в полном объеме. Частью 5 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов. Как следует из положений статей 25, 25.4, 44 Федерального закона «О защите конкуренции» право антимонопольного органа на истребование сведений и документов ограничено пределами необходимости для выполнения возложенных на антимонопольный орган функций, в рассматриваемом случае для решения вопроса о наличии (отсутствии) признаков нарушения антимонопольного законодательства. В материалах дела имеется заявление гр. Савочкина К.А. о нарушении ОАО «Альфа-банк» пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», т.е. о наличии между ОАО «Альфа-банк» и ООО «АльфаСтрахования-Жизнь» соглашения или осуществления согласованных действий, которые приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Пунктом 3.21 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом ФАС России от 25 декабря 2007 г. № 447 установлено, что при рассмотрении заявления антимонопольный орган определяет, относится ли к компетенции антимонопольного органа данное дело, устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет норму антимонопольного законодательства, которая подлежит применению, определяет достаточность материалов для возбуждения дела, определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, решает иные вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.

По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства или об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения. Решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства (пункты 3.27, 3.29 Административного регламента). Для решения вопроса о наличии в рассматриваемых действиях ОАО «Альфа-банк» признаков нарушения антимонопольного законодательства необходимо изучение документов, регламентирующих его взаимоотношения с партнером по страхованию.

Наличие всех соглашений с банком, в которых предусмотрено страхование жизни не является решающим моментом в решении вопроса о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства. В этом случае антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции» вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие заключения антиконкурентного соглашения или осуществления согласованных действий.

Принимая во внимание, что наличие данной информации не играет особой роли для принятия решения о наличии либо отсутствии в действиях банка нарушения антимонопольного законодательства, т.е. не является необходимой для выполнения антимонопольным органом возложенных на него функций, непредставление данных сведений не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что обстоятельством, исключающим производство по делу является отсутствие состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.23.48, 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

Прекратить производство по делу № 02-04/10-19.8 об административном правонарушении, возбужденное в отношении ОАО «Альфа-банк» по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня получения копии настоящего постановления.

Заместитель руководителя С.С. Фиранский