П О С Т А Н О В Л Е Н И Е О наложении административного штрафа по делу № 03-65/10-14.31 об административном правонарушении

Теги: реклама

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) С.С. Фиранский, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 23 сентября 2010 г., составленный в отношении ОАО «Водоканал» (г. Якутск, ул. Б. Чижика, 19), зарегистрированного в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1091435008081, ИНН 1435219600, а также иные материалы дела,

у с т а н о в и л:

1 апреля 2009 г. между ОАО «Водоканал» и ТСЖ «Чайка» заключен договор № 1747 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. В приложении № 1 указан объект ТСЖ – многоквартирный жилой дом по ул. Кузьмина, 36 «г» в г. Якутске. 10 сентября 2009 г. в связи с образовавшейся задолженностью по оплате услуг водоснабжения в сумме 35 916,56 рублей ОАО «Водоканал» произвело ограничение подачи холодной воды, о чем составлен акт. 15 октября 2009 г. ОАО «Водоканал» в связи с образовавшейся задолженностью ТСЖ «Чайка» по оплате услуг в сумме 35 916,56 рублей произвело полное приостановление подачи холодной воды в жилой дом по указанному адресу. 18 января 2010 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) обратился гр. Плахотин В.Н., проживающий по адресу г. Якутск, ул. Кузьмина, 36 «г» с заявлением о неправомерном приостановлении ОАО «Водоканал» холодного водоснабжения. 10 февраля 2010 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в отношении ОАО «Водоканал» возбуждено дело № 03-19/10 А о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Решением от 22 марта 2010 г. ОАО «Водоканал» признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выдано предписание об устранении допущенного нарушения в срок до 30 марта 2010 г. 29 марта 2010 ОАО «Водоканал» возобновило водоснабжение многоквартирного дома по ул. Кузьмина, 36 «г» в г. Якутске, что подтверждается соответствующим актом. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу № А 58-3573/2010 решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) признаны недействительными.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2010 г. по тому же делу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) отменено, в удовлетворении требований ОАО «Водоканал» о признании недействительными решения и предписания отказано. 23 сентября 2010 г. главным специалистом-экспертом отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Трофомовой Л.П. в отношении ОАО «Водоканал» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении Зернов Е.А., представитель ОАО «Водоканал» по доверенности заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа кассационной жалобы ОАО «Водоканал» на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А58-3573/2010. При этом, представитель ОАО «Водоканал» сообщил, что на дату рассмотрения дела об административном правонарушении кассационная жалоба не подана.

Заслушав доводы представителя ОАО «Водоканал», полагавшего удовлетворить ходатайство об отложении рассмотрения дела, пришел к выводу о необоснованности заявленного ходатайства и отсутствии оснований для его удовлетворения по следующим основаниям. Кодекс РФ об административных правонарушениях, регламентируя процедуру рассмотрения дела об административном правонарушении, не предусматривает возможности отложения рассмотрения дела об административном правонарушении до рассмотрения арбитражным судом дела, выводы по которому могут повлиять на принимаемое решение по делу об административном правонарушении. Кроме того, Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает срок рассмотрения дела об административном правонарушении – в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст.29.6). Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили 24 сентября 2010 г., что подтверждается вынесенным определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении истекает 9 октября 2010 г. При этом, часть 2 статьи 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность продлить срок рассмотрения дела об административном правонарушении не более чем на один месяц.

Таким образом, отложение рассмотрения дела до рассмотрения кассационной инстанцией кассационной жалобы ОАО «Водоканал» выходит за пределы срока рассмотрения дела об административном правонарушении, тем более, что кассационная жалоба на дату рассмотрения дела об административном правонарушении не подана. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Арбитражный процессуальный кодекс РФ предоставляют лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении обжаловать в судебном порядке принятые акты по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, а следовательно ОАО «Водоканал» не лишен возможности защитить свои права и законные интересы в судебном порядке.

При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ОАО «Водоканал» не согласился с доводами, изложенными в протоколе об административном правонарушении и сообщил, что заключенный между ОАО «Водоканал» и ТСЖ «Чайка» договор водоснабжения является ничтожным в силу статьи 539 Гражданского кодекса РФ, а следовательно не порождает прав и обязанностей. При таких условиях у ОАО «Водоканал» отсутствовали правовые основания для водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Якутск, ул. Кузьмина, 36 «г». Заслушав объяснения представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришел к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что в апреле 2009 г. между ТСЖ «Чайка» и ОАО «Водоканал» заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Как следует из условий договора подача холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется в многоквартирный жилой дом и фактическими потребителями ресурса являются граждане. 15 октября 2009 г. ОАО «Водоканал» в связи с образовавшейся задолженностью ТСЖ «Чайка» по оплате полученного ресурса в размере 35 916,56 рублей произвело полное приостановление подачи холодной воды в жилой дом по указанному адресу.

Материалами дела установлено, что транспортировка воды для абонента (ТСЖ «Чайка») производится по сетям ОАО АК «Якутскэнерго» на основании договора от 19 мая 2005 г. Отношения между водоснабжающей организацией и абонентом регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 (далее по тексту Правила № 167). Отношения между исполнителем коммунальных услуг и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее по тексту Правила № 307). Пунктом 1 Правил № 167 установлено, что абонентом является юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом. При этом, под водоснабжением вышеуказанные Правила № 167 понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентом питьевой воды. Под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. Правила № 167 также содержат понятие «субабонет», под которым понимается лицо, названное в понятии «абонент», получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства. Под водопроводной сетью вышеназванные Правила № 167 понимают систему трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения. Канализационной сетью признается система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод. Правила № 167 также раскрывают понятие «заказчик», под которым понимается юридическое лицо, имеющее намерение стать абонентом или субабонентом. Согласно пункту 2 Правил № 167, настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Таким образом, исходя из положений пункта 2 Правил № 167 и того содержания, которое дается в понятии «заказчик», следует, что отношения по водоснабжению регулируются как между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, так и между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и субабонентом. Пунктом 11 Правил № 167 установлено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Из содержания данного пункта Правил № 167 также следует, что договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод может быть заключен субабонентом (заказчик) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Пунктом 87 Правил № 167 установлена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства заключать с абонентом (заказчиком), т.е. в том числе с субабонентом, договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод с учетом возможности систем водоснабжения и канализации. Пунктом 88 Правил № 167 установлена обязанность абонента (заказчика), т.е. в том числе и субабонента своевременно заключать договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод, своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества. Пунктом 76 Правил № 167 установлено, что если к абоненту присоединены субабоненты, расчеты за отпуск им воды и прием от них сточных вод и загрязняющих веществ производятся субабонентами с абонентом по договорам, заключенным между ними, если иной порядок расчетов не установлен органами местного самоуправления. По соглашению абонента и субабонента с организацией водопроводно-канализационного хозяйства такие расчеты могут производиться субабонентом непосредственно с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

С учетом вышеприведенных положений пунктов 2, 11, 87, 88 Правил № 167, а также положений статей 426 и 539 Гражданского кодекса РФ довод представителя ОАО «Водоканал» считаю ошибочным, не основанным на вышеприведенных положениях нормативных правовых актов. В частности, согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Норма не содержит указания на то, что такое подключение должно быть непосредственным. Пункт 11 Правил указывает, что отпуск питьевой воды и прием сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Как следует из пункта 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора (энергоснабжения) при наличии возможности предоставить потребителю соответствующий товар не допускается.

Правила № 167, в частности, пункты 1, 2, 11, 76, 87, 88 не запрещают заключение договоров организациями водопроводно-канализационного хозяйства непосредственно с субабонентами.

Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных положений Правил № 167 и Гражданского кодекс РФ следует, что ОАО «Водоканал» не имеет правовых оснований для отказа в водоснабжении лиц (потребителей), которые не имеют в настоящее время возможности присоединиться к системе водоснабжения и канализацию напрямую, минуя сети третьих лиц, в данном случае ОАО АК «Якутскэнерго». Кроме того, из материалов дела следует, что ТСЖ «Чайка» принимало от ОАО «Водоканал» воду, однако ненадлежащим образом исполняло обязательство по оплате принятого ресурса. Данные обстоятельства подтверждаются в частности нарядом № 90 от 10 сентября 2009 г., актом-ограничением от 10 сентября 2009 г., актом отключения от 15 октября 2009 г., показаниями приборов учета, счет-фактурой № 7/743 от 5 ноября 2009 г., актом № 7/743 от 5 ноября 2009 г., счетом № 7/743 от 5 ноября 2009 г., счет-фактурой № 7/569 от 23 сентября 2009 г., актом № 7/569 от 23 сентября 2009 г., счетом № 7/569 от 23 сентября 2009 г., актом сверки расчетов, подготовленного ОАО «Водоканал» и др. документами.

Таким образом, материалами дела установлено фактическое пользование поставляемым ресурсом. Пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Высший арбитражный суд РФ в Информационном письме «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» от 5 мая 1997 г. № 14 разъяснил, что «фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (абз.10 п.2)». На основании вышеизложенного довод представителя ОАО «Водоканал» об отсутствии правоотношений между ТСЖ «Чайка» и ОАО «Водоканал» признан необоснованным по вышеуказанным основаниям. Как указывалось выше, отношения между исполнителем коммунальных услуг и потребителем коммунальных услуг регулируются Правилами № 307. Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг установлен разделом X Правил № 307. В частности, пунктом 81 Правил № 307 установлен порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг гражданам при наличии задолженности по их оплате. Подпунктом «в» указанного пункта предусмотрено право исполнителя (в данном случае ТСЖ «Чайка») приостановить предоставление коммунальных услуг в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения. Как следует из вышеприведенной нормы, ограничение или приостановление холодного водоснабжения и водоотведения не допускается, в том числе и при наличии задолженности. ОАО «Водоканал», прекращая водоснабжение многоквартирного жилого дома, руководствовалось положениями Правил № 167. Между тем, пунктом 8 Правил № 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Министерство регионального развития Российской Федерации письмами от 13 февраля 2007 г. № 2479-РМ/07 «О применении пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307», от 29 ноября 2007 г. № 21492-СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями» указало на приоритет жилищного законодательства над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ. В частности, с учетом требований Правил № 307 договор о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении не должен противоречить императивным гражданско-правовым нормам Правил в части оснований порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов.

Таким образом, с учетом требований пункта 8, пункта 81 Правил № 307, части 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», статьи 548, пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ, ОАО «Водоканал» не имело правовых оснований для применения положений пункта 83 Правил № 167 для прекращения холодного водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Якутск, ул. Кузьмина, 36 «г». Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем экономически или технологически необоснованным сокращением или прекращением производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Субъектом рассматриваемого нарушения является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке. ГУП «Водоканал» приказами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) № 02/18 от 28 июня 2005 г. и № 02-227 от 29 декабря 2006 г, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке по товарной группе «распределение воды» (водоснабжение) и «удаление и обработка сточных вод» (водоотведение). Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 16 января 2009 г. № 1277 ГУП «Водоканал» преобразовано в ОАО «Водоканал». Согласно части 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Поскольку ОАО «Водоканал» является правопреемником ГУП «Водоканал», его положение на товарном рынке водоснабжения и товарном рынке водоотведения является доминирующим. Правилами № 307 установлен запрет на прекращение холодного водоснабжения, в том числе по причине наличия задолженности. Таким образом, прекращение холодного водоснабжения вопреки запрету, установленному нормативным правовым актом Правительства РФ, является нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материалами дела событие административного правонарушения – совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, подтверждается. ОАО «Водоканал» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке водоснабжения и товарном рынке водоотведения, а следовательно является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. У ОАО «Водоканал» имелась возможность не приостанавливать холодное водоснабжение в жилой дом по ул. Кузьмина, 36 «г» в г. Якутске, однако в целях вынуждения таким образом ТСЖ «Чайка» погасить образовавшуюся задолженность по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, в период с 15 октября 2009 г. по 29 марта 2010 г. полностью приостановило подачу холодной воды. Данные обстоятельства указывают на наличие вины в действиях ОАО «Водоканал».

На основании вышеизложенного следует, что ОАО «Водоканал» 15 октября 2009 г. приостанавливая холодное водоснабжение многоквартирного жилого дома по ул. Кузьмина, 36 «г» в г. Якутске по причинам наличия у ТСЖ «Чайка» задолженности, не имея на то правовых оснований, допустило нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», чем совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях. К смягчающим вину обстоятельствам следует отнести исполнение предписания антимонопольного органа и возобновление 29 марта 2010 г. холодного водоснабжения вышеуказанного многоквартирного жилого дома. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено. Из представленных ОАО «Водоканал» документов следует, что в 2009 г. выручка от деятельности по холодному водоснабжению составила 376 547,2 тыс. рублей. При этом, совокупный размер выручки по данным бухгалтерского баланса за 2009 г. составила 767 180 тыс. рублей.

Принимая во внимание наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также учитывая, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, следует применить низший размер санкции статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Руководствуясь ст. 4.2, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

Признать ОАО «Водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях и применить меры административного наказания в виде административного штрафа в размере одной сотой размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, что составляет 3 765 470 (три миллиона семьсот шестьдесят пять тысяч четыреста семьдесят) рублей.

Согласно ч.1. ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Суммы штрафов зачисляются в бюджет по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального казначейства по РС(Я) (Управление Федеральной антимонопольной службы по РС(Я)).

Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.

ИНН 1435137122 КПП 143501001 КБК 161 1 16 02010 01 0000 140 ОКАТО 98401000000 р/с 40101810100000010002 БИК 049805001 Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г. Якутск В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ОАО «Водоканал» надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) надлежащим образом заверенные копии платежных документов. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст.30.1, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Заместитель руководителя С.С. Фиранский