Правительство Республики Саха (Якутия) и ОАО АК «АЛРОСА» признаны нарушившими антимонопольное законодательство путем заключения антиконкурентного соглашения

30 мая 2012 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) завершилось рассмотрение дела, возбужденного в отношении Правительства Республики Саха (Якутия) и ОАО АК «АЛРОСА» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции

Статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государсвтенных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ. В частности, статья запрещает органам государственной власти субъектов РФ заключать соглашения с хозяйствующими субъектами, если результатом таких соглашений является или может явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Антимонопольным органом установлено, что 5 марта 2011 г. между Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО АК «АЛРОСА» заключен Договор о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) пунктом 2.15 которого предусмотрено, что Стороны обязуются через Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) вести единую политику по поддержке и развитию алмазно-гранильной отрасли Республики Саха (Якутия), по стабильному обеспечению алмазным сырьем алмазогранильных заводов, осуществляющих производственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия), и по развитию алмазно-бриллиантового комплекса Республики в целом.

Как следует из условия Договора, единая политика по поддержке алмазно-бриллиантового комплекса в том числе путем стабильного обеспечения алмазным сырьем алмазогранильных заводов, осуществляющих производственную деятельность на территории Якутии осуществляется сторонами через Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия), т.е. посредством реализаций задач и полномочий, возложенных на Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

Антимонопольный орган, изучив нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия), определяющие статус и порядок работы Алмазного совета при Президенте Республики Саха (Якутия) установил, что на Алмазный совет возлагаются следующие основные задачи: анализ, обсуждение и разработка по направлениям, в т.ч. подготовка и согласование предложений по обеспечению алмазным сырьем алмазообрабатывающих предприятий в Республике Саха (Якутия) АК «АЛРОСА» (ЗАО) и другими алмазодобывающими предприятиями, включая оказание содействия в принятии договоров поставок между АК «АЛРОСА» (ЗАО), другими алмазодобывающими предприятиями и алмазообрабатывающими предприятиями республики. Согласование объемов производства бриллиантов. Содействие продвижению алмазогранильного бизнеса Республики Саха (Якутия) на российском и мировом рынках. Анализ, обсуждение условий и объемов продаж алмазного сырья алмазообрабатывающим заводам и представление предложений в Правительство Республики Саха (Якутия), АК «АЛРОСА» (ЗАО) и другие алмазодобывающие компании по объемам продаж алмазного сырья алмазообрабатывающим заводам, расположенным на территории Республики Саха (Якутия), клиентам ЕСО АК «АЛРОСА» (ЗАО), приобретающим сырье в Якутском предприятии по торговле алмазами (ЯПТА) ЕСО АК «АЛРОСА» (ЗАО).

Заседания Алмазного совета оформляются протоколом. Протокол заседания Алмазного совета подписывается Президентом Республики Саха (Якутия). Решение Алмазного совета при Президенте Республики Саха (Якутия) вступает в силу после утверждения его Президентом Республики Саха (Якутия) (часть 7 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном регулировании отношений в сфере  деятельности алмазообрабатывающей промышленности»).

В состав Алмазного совета при Президенте Республики Саха (Якутия) включаются представители органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), правоохранительных органов, ОАО АК «АЛРОСА», Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), ОАО «Нижне-Ленское».

В ходе рассмотрения дела установлено, что в 2011 г. Алмазным советом при Президенте Республики Саха (Якутия) вырабатывались рекомендации о приобретении предприятиями, осуществляющими производственную деятельность на территории Якутии алмазного сырья с указанием количества лотов.

Информация, представленная хозяйствующими субъектами и ОАО АК «АЛРОСА» показала, что ОАО АК «АЛРОСА» выступает основным поставщиком алмазного сырья для предприятий, а также о приобретении предприятиями в ОАО АК «АЛРОСА» алмазного сырья в соответствии с рекомендациями Алмазного совета при Президенте Республики Саха (Якутия).

Федеральным антимонопольным органом в 2001 г. ОАО АК «АЛРОСА» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке с долей более 65 % в границах Российской Федерации. Таким образом, было установлено, что границами товарного рынка, на котором действует ОАО АК «АЛРОСА» и иные хозяйствующие субъекты (покупатели) является Российская Федерация в целом. Соответственно, создание благоприятных условий для предприятий, осуществляющих производственную деятельность в каком либо субъекте Российской Федерации может поставить в неравные условия хозяйствующие субъекты, осуществляющие производственную деятельность в других субъектах Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в 2011 г. доступ к алмазному сырью, реализуемому ОАО АК «АЛРОСА» имели не все хозяйствующие субъекты, либо объемы приобретаемого сырья в компании не удовлетворяли потребности покупателей, в связи с чем последние вынуждены были приобретать его у других поставщиков. При чем, как было установлено, что среди подобных поставщиков выступали предприятия Якутии, которым Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) давал соответствующие рекомендации.

Изучив материалы дела, законодательство РФ, регулирующие вопросы обращения драгоценных камней, законодательство Республики Саха (Якутия), документы ОАО АК «АЛРОСА», регулирующие сбытовую политику предприятия, антимонопольный орган пришел к выводу, что условие пункта 2.15 Договора, предусматривающего меру поддержки алмазогранильных предприятий, осуществляющих производственную деятельность на территории республики путем стабильного обеспечения алмазным сырьем, нарушает требования статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку может привести к ограничению конкуренции.

По результатам рассмотрения дела Правительству Республики Саха (Якутия) и ОАО АК «АЛРОСА» выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.