Жалоба гражданина В. на действия ГКУ «Центр дистанционного образования Министерства образования Республики Саха (Якутия)» необоснованна

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

08.08.2012 жалоба гражданина В. на действия государственного казенного образовательного учреждения «Центр дистанционного образования Министерства образования Республики Саха (Якутия)» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на обеспечение доступа к сети Интернет по мероприятию «развитие дистанционного образования детей-инвалидов» признанна необоснованной.

Заявитель полагал, что заказчиком в аукционной документации объедены такие услуги, как обеспечение доступа к сети Интернет и организация контент-фильтрации трафика. Совместив два вида услуг, заказчик лишил возможности участия в данном размещении заказа таких участников, которые могут оказать услугу по доступу к сети Интернет или предоставить услугу контент-фильтрации трафика.

Представитель заказчика на доводы жалобы высказал следующее. Согласно пункту 5 Приказа Минобрнауки РФ от 21.09.2009 N 341 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525» на оператора связи предоставляющего услуги доступа в сеть Интернет в обязательном порядке возлагается требование по защите несовершеннолетних детей от контента несовместимым с задачами обучения и воспитания. Таким образом, заказчик в силу действующего законодательства обязан предъявлять технические требования к контент-фильтрации трафика в рамках проводимого аукциона «на обеспечение доступа к сети Интернет по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) рассмотрев жалобу, приняла следующее решение.

Согласно частям 1, 13 статьи 41.3 Закона № 94-ФЗ для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников размещения заказа. Участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке <…>.

Таким образом, для участия в открытом аукционе в электронной форме на сайте оператора электронной площадки необходима аккредитация участника размещения заказа, поскольку право участия в электронных аукционах возникает с момента аккредитации.

Оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке. (ч.1 ст.41.4)

В материалах дела представлен ответ оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» на запрос Якутского УФАС России (исх.№5079 от 03.08.2012) со сведением, что на момент рассмотрения жалобы по существу В. не аккредитован на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Следовательно, В., не являясь аккредитованным участником размещения заказа на электронной площадке проводимого аукциона, не мог участвовать в оспариваемом размещении заказа. То есть, нарушение прав и законных интересов участника размещения заказа не имеет место в данном случае.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.

В части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов установлено, что внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 данной статьи.

По смыслу норм Закона о размещении заказов государственный контроль осуществляется в целях восстановления публичного порядка и нарушенных гражданских прав. Вместе с тем ничем не ограниченный контроль может мешать реализации общественных отношений, охраняемых законом. Поэтому ограниченный круг субъектов обжалования (по определенному юридическому интересу в исходе дела) призван исключить необоснованные жалобы, способные внести неоправданную дезорганизацию в сложившиеся правоотношения.

В связи с этим статус подателя жалобы, его соответствие определенным требованиям закона и четкий юридический интерес добросовестного участника хозяйственного оборота имеют принципиальное значение при решении вопросов о наличии правовых и фактических оснований для соответствующего обжалования и о законности его последствий.

По результатам оценки имеющихся материалов дела Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы В. по существу и, соответственно, для проведения внеплановой проверки.