• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Решение по жалобе №02-83/18.1-18

Сфера деятельности: Транспорт и связь
Номер дела: 02-83/18.1-18
Дата публикации: 3 августа 2018, 19:51

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

(....) – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

(....) – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

            (....) – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

            При участии:

  От заявителя  - ООО «Транспортная компания Фрилайн», направило ходатайство (исх. №216/18 от 30.07.2018) о рассмотрении жалобы №02/83-18.1-18 в его отсутствие, не явился.

          От ответчика – АО «Алмазы Анабара»,

представитель (....) по доверенности №04/0-1425 от 25.10.2017;

представитель (....) по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018;

представитель М(....) по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018.

            рассмотрев жалобу ООО «Транспортная компания Фрилайн» (далее – Заявитель) на действия АО «Алмазы Анабара» (далее – Заказчик) при организации и проведении  запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245  на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

                               

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - УФАС, Управление) 16 июля 2018 г. поступила жалоба ООО «Транспортная компания Фрилайн» на действия АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), в которой сообщается следующее.

            ООО «ТК Фрилайн» является участником закупки №31806611245 претендующим на право заключения контракта на оказание услуг по перевозке и перевалке грузов морским и речным транспортом по лоту №3 в публикуемом одноэтапном запросе предложений в электронной форме.

           На основании решений выписки из протокола заседания тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» №52 от 12.07.2018 года по рассмотрению заявок участников закупочной комиссией заказчика заявка ООО «ТК Фрилайн» была отклонена по причине «Не соответствует техническому заданию: Требования заказчика: Согласно пп. 3, п. 1.2.25 до3 «Суда исполнителя должны быть оборудованы аппарелями (заезда и выезда) (приложить подтверждающие документы). Предложение участника: Предоставлены документы на суда «РОССЛАУ» и «ВИСМАР» - тип судов: рефрижератор для перевозке скоропортящихся продуктов и генгрузов, аппарель отсутствует.

          ООО «ТК Фрилайн» выражает свое несогласие с вынесенным решением, считает его необоснованным, незаконным и несправедливым по следующим основаниям.

          Довод Заказчика о необходимости наличия судна оборудованного аппарелью является необоснованным, ограничением конкуренции по отношению к участникам закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ-№223).

          Также, Кодексом внутреннего водного транспорта не установлена обязанность перевозчика иметь судно оборудование аппарелью для перевозки какого-либо груза. Функцию аппарели может заменить плавкран, автокран либо грузоподъемный кран в зависимости от веса, характера и места погрузки/перевалки.

          Информация о характере перевозимого груза не раскрыта в техническом задании, что противоречит части 10 статьи 4 ФЗ-№223. Для расчета возможности осуществления перевозки и перевалке груза дана только информация о весе и объеме перевозимого груза, что является препятствием для объективного расчета предстоящих затрат.

          В результате незаконных действий тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» были нарушены права и законные интересы участника публикуемого одноэтапного запроса предложений в электронной форме ООО «ТК Фрилайн».

          Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

          Заявитель просит признать заявку ООО «ТК Фрилайн» соответствующей техническому заданию, допустить к переторжке, выдать тендерной комиссии Заказчика предписание об устранении вышеизложенных нарушений.

 

            Поступили возражения Заказчика (вх.№5954 от 23.07.2018 г.), АО «Алмазы Анабара» считает что жалоба Заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

    АО «Алмазы Анабара» было получено уведомление Якутского УФАС России №02/2988 от 17.07.2018 о поступлении жалобы ООО «Транспортная компания Фрилайн» и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу в отношении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг перевозки и перевалки грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245).

Как следует из уведомления, заявитель указывает на следующее: «Кодексом внутреннего водного транспорта не установлена обязанность перевозчика иметь судно, оборудованное аппарелью для перевозки какого-либо груза. Функцию аппарели может заменить плавкран, автокран либо грузоподъемный кран в зависимости от веса, характера и места погрузки/перевалки». (абз. 4 стр. 2 уведомления).

Данный довод жалобы не обоснован и подлежит отклонению по следующим основаниям:

Отсутствие в Кодексе внутреннего водного транспорта норм об обязанности перевозчика грузов иметь судно, оборудованное аппарелью, не является основанием для запрета включения такого требования в документацию о закупке.

Из данной нормы следует, что заказчик должен включить в документацию о закупке требования к качеству, техническим характеристикам и безопасности услуг исходя из существующей потребности, в соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Требование об оборудовании судна, осуществляющего перевозку аппарелью, установлено в документации о закупке в целях сокращения издержек заказчика,  обеспечения безопасности персонала, судна, сохранности груза при  проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Аппарель судна представляет собой составную платформу, предназначенную для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Одним концом (ведущей секцией) она закреплена на судне, а другим (концевой секцией) опирается в рабочем положении на причал или берег.

База «Приленская», расположенная на левом берегу р. Лена, не обустроена капитальным причальным сооружением на берегу. В связи с этим выгрузка грузов с судна, оборудованного аппарелью, значительно облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Максимальная грузоподъемность плавкранов составляет 16 тн, что недостаточно для производства работ. 

Учитывая наличие в Ленском бассейне палубных судов с аппарелями, для снижения затрат на обустройство временного грунтового причала и сокращения времени на грузовые операции, обеспечения необходимого уровня безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ, в Техническое задание документации о закупке на перевозку груза в навигацию 2018 г. по направлению Якутск-Приленск было включено условие об оказании услуг с использованием судна, оборудованного аппарелью.

Таким образом, использование судна с аппарелью дает существенную экономию по затратам на обустройство временного грунтового причала, сокращение времени на выгрузку/погрузку судна и повышает безопасность производства работ.

В соответствии с п.п. 4 п. 3.12.6. документации о закупке несоответствие предлагаемой продукции требованиям подраздела 9.2 (Техническое задание) является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Пунктом 6.3. технического задания предусмотрено, что суда Исполнителя должны быть оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и выезда).

Исходя из вышеизложенного заявка ООО «ТК «Фрилайн» была правомерно отклонена в связи с несоответствием требованиям технического задания документации о закупке, указанные участником в заявке суда не оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и выезда).

На рассмотрение жалобы по существу 23 июля 2018 года от заявителя явились:

директор ООО «ТК Фрилайн» (....) согласно приказу б/н от 01.03.2017;

представитель (....) по доверенности №18/1 от 23.07.2018 года.

          От ответчика – АО «Алмазы Анабара»,

представитель Местникова Ольга Александровна по доверенности №04/0-1425 от 25.10.2017;

представитель Ершов Леонид Николаевич по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018;

представитель Машуков Виктор Македонович по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018.

На рассмотрении жалобы по существу представитель заявителя Колотухин М.Ю. полностью поддержал доводы изложенные в жалобе, просит признать заявку ООО «ТК Фрилайн» соответствующей тех. заданию, допустить к участию, выдать предписание АО «Алмазы Анабара».

Представители АО «Алмазы Анабара» поддерживали возражения направленые ранее, просят отказать заявителю в удовлетворении требований.

Руководствуясь ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 23 июля 2018 года срок принятия решения по жалобе был продлен Комиссией до 30.07.2018 в связи с представлением Заказчиком дополнительных документов: о технических характеристиках крана, условиях погрузки, сроки предоставления услуг.

30 июля 2018 года на рассмотрении жалобы по существу, представителем АО «Алмазы Анабара» был представлен паспорт №2472я крана стрелового гидравлического TR-350М-2, принадлежащего АО «Алмазы Анабара» для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на базе Приленск, а также письменное пояснение в котором содержится следующее.

            Выгрузка грузов из судна, не оснащенного аппарелью, может быть осуществлена краном с берега. При этом минимально возможное расстояние между автокраном и поднимаемым с судна грузом будет составлять около пятнадцати метров.

Основным параметром грузоподъемности крана является вылет стрелы – расстояние от оси крана до оси груза по горизонтали. В соответствии с паспортом крана на вылете стрелы 15 метров грузоподъемность крана будет составлять 14 тонн.

            В соответствии с п. 5 технического задания, выгрузке подлежат 40-футовые (25 тонн) контейнеры, автошины, вагон-дома (бытовки), пиломатериалы, автотехника, тяжелая землеройная техника.

            Учитывая изложенное, выгрузка груза с палубно-трюмного судна, не оборудованного аппарелью, в рамках данной закупки, не может быть осуществлена с учетом характеристик грузоподъемной машины и нормативных требований к безопасности производства работ.

            Срок оказание услуг, указанного в п. 1 Технического задания, по лоту №3 допущена опечатка сроки оказания услуг с 01.08.2018 по 01.11.2018

 

            Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:

            Довод заявителя о том, что требование заказчика о необходимости наличия судна оборудованного аппарелью является ограничением конкуренции по отношению к участникам закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц», а также Кодексу внутреннего водного транспорта РФ, т.к. данный Кодекс не устанавливает обязанность перевозчика иметь судно оборудованное аппарелью для перевозки груза, является необоснованным, ввиду следующего.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АО «Алмазы Анабара», утвержденным протоколом Совета директоров АО «Алмазы Анабара» N 14/16 от 23.12.2016 (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

15.06.2018 на www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение №31806611245 о запросе коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалки грузов морским и речным транспортом.

            Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.06.2018.

            Дата рассмотрения заявок: 12.07.2018.

           Дата и время подведения итогов: 20.07.2018.

            Способ и форма закупки: публикуемый одноэтапный запрос предложений в электронной форме.

            Предмет закупки: Оказание услуг перевозки и перевалки грузов морским и речным транспортом. В закупке могут принять участие любые поставщики.

            Сведения о начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК): Лот №3 17 964 235,63 рублей с учетом НДС.

            Ориентировочное количество/объем оказания услуг: 19450 тн.

            В соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании вышеизложенного, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, АО «Алмазы Анабара» правомерно установил требование в документации о том, что суда Исполнителя должны быть оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и выезда) (приложить подтверждающие документы).

Учитывая изложенное, Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, приходит к выводу что довод заявителя о том, что требование заказчика о необходимости наличия судна оборудованного аппарелью является ограничением конкуренции по отношению к участникам закупки, противоречит Закону о закупках, а также Кодексу внутреннего водного транспорта РФ, не нашел своего подтверждения.

           

            Довод заявителя о том, что информация о характере перевозимого груза не раскрыта в техническом задании что противоречит части 10 статьи 4 Закона о закупках, для расчета возможности осуществления перевозки и перевалке груза дана только информация о весе и объеме перевозимого груза, что является препятствием для объективного расчета предстоящих затрат, подлежит отклонению ввиду следующего.

            Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

            Комиссией УФАС по РС (Я) было установлено, что перечень и характер перевозимого груза, а также его вес определен в пункте 5 технического задания на оказание услуг по перевозке и перевалке грузов АО «Алмазы Анабара».

В соответствии с п. 5 технического задания, выгрузке подлежат 40-футовые (25 тонн) контейнеры, автошины, вагон-дома (бытовки), пиломатериалы, автотехника, тяжелая землеройная техника.

В силу п. 21 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.09.2014 №642н, при перемещении груза с помощью грузоподъемной машины масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность машины (у стреловых кранов – с учетом вылета стрелы, выносных опор, противовесов).

С учетом изложенного,  Комиссия по рассмотрению жалобы установила, что заказчиком предельно доступно определен характер перевозимого груза, а также его вес, в пункте 5 технического задания.

  Таким образом, довод заявителя о том, что информация о характере перевозимого груза не раскрыта в технической документации, не нашел своего подтверждения.

 

Согласно п. 3 выписки из протокола заседания тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» №52 от 12.07.2018г., заявка ООО «ТК Фрилайн» была отклонена в связи с отсутствием аппарели.

  Согласно пункту 6.3 технического задания на оказание услуг по перевозке и перевалке грузов (ТМЦ) АО «Алмазы Анабара» водным транспортом, лот №3, суда Исполнителя должны быть оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и вызда).

В соответствии с п.п. 4 п. 3.12.6. документации о закупке несоответствие предлагаемой продукции требованиям подраздела 9.2 (Техническое задание) является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Следовательно, решение тендерно         й комиссии АО «Алмазы Анабара» об отклонении заявки ООО «ТК Фрилайн», установленное протоколом №52 от 12 июля 2018 года, по лоту №3 запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245), является обоснованным, правомерным, не противоречащим Закону о закупках и Кодексу внутреннего водного транспорта РФ.

Учитывая изложенное, Комиссия УФАС по РС (Я) оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы, приходит к выводу о законности и обоснованности решения тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» об отклонении заявки ООО «ТК Фрилайн» на участие в запросе коммерческих предложений на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке морским и речным транспортом (извещение №31806611245 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru).       

Таким образом, содержащиеся в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии существенных нарушений положений закона о закупках.

Оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы, комиссия по рассмотрению жалобы, приходит к выводу о законности и обоснованности решения тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» об отклонении заявки ООО «ТК Фрилайн».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу №02-83/18.1-18 ООО «Транспортная компания Фрилайн» на действия АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:            ________________                           (....)

                                                 

 

Члены Комиссии:                        ________________                           (....)

 

                                                   ________________                           (....)

Файлы для скачивания

reshenie.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.05 МБ
stdClass Object ( [vid] => 10736 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе №02-83/18.1-18 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10735 [type] => solution [language] => ru [created] => 1534150736 [changed] => 1534150736 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1534150736 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

(....) – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

(....) – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

            (....) – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

            При участии:

  От заявителя  - ООО «Транспортная компания Фрилайн», направило ходатайство (исх. №216/18 от 30.07.2018) о рассмотрении жалобы №02/83-18.1-18 в его отсутствие, не явился.

          От ответчика – АО «Алмазы Анабара»,

представитель (....) по доверенности №04/0-1425 от 25.10.2017;

представитель (....) по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018;

представитель М(....) по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018.

            рассмотрев жалобу ООО «Транспортная компания Фрилайн» (далее – Заявитель) на действия АО «Алмазы Анабара» (далее – Заказчик) при организации и проведении  запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245  на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

                               

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - УФАС, Управление) 16 июля 2018 г. поступила жалоба ООО «Транспортная компания Фрилайн» на действия АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), в которой сообщается следующее.

            ООО «ТК Фрилайн» является участником закупки №31806611245 претендующим на право заключения контракта на оказание услуг по перевозке и перевалке грузов морским и речным транспортом по лоту №3 в публикуемом одноэтапном запросе предложений в электронной форме.

           На основании решений выписки из протокола заседания тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» №52 от 12.07.2018 года по рассмотрению заявок участников закупочной комиссией заказчика заявка ООО «ТК Фрилайн» была отклонена по причине «Не соответствует техническому заданию: Требования заказчика: Согласно пп. 3, п. 1.2.25 до3 «Суда исполнителя должны быть оборудованы аппарелями (заезда и выезда) (приложить подтверждающие документы). Предложение участника: Предоставлены документы на суда «РОССЛАУ» и «ВИСМАР» - тип судов: рефрижератор для перевозке скоропортящихся продуктов и генгрузов, аппарель отсутствует.

          ООО «ТК Фрилайн» выражает свое несогласие с вынесенным решением, считает его необоснованным, незаконным и несправедливым по следующим основаниям.

          Довод Заказчика о необходимости наличия судна оборудованного аппарелью является необоснованным, ограничением конкуренции по отношению к участникам закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ-№223).

          Также, Кодексом внутреннего водного транспорта не установлена обязанность перевозчика иметь судно оборудование аппарелью для перевозки какого-либо груза. Функцию аппарели может заменить плавкран, автокран либо грузоподъемный кран в зависимости от веса, характера и места погрузки/перевалки.

          Информация о характере перевозимого груза не раскрыта в техническом задании, что противоречит части 10 статьи 4 ФЗ-№223. Для расчета возможности осуществления перевозки и перевалке груза дана только информация о весе и объеме перевозимого груза, что является препятствием для объективного расчета предстоящих затрат.

          В результате незаконных действий тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» были нарушены права и законные интересы участника публикуемого одноэтапного запроса предложений в электронной форме ООО «ТК Фрилайн».

          Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

          Заявитель просит признать заявку ООО «ТК Фрилайн» соответствующей техническому заданию, допустить к переторжке, выдать тендерной комиссии Заказчика предписание об устранении вышеизложенных нарушений.

 

            Поступили возражения Заказчика (вх.№5954 от 23.07.2018 г.), АО «Алмазы Анабара» считает что жалоба Заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

    АО «Алмазы Анабара» было получено уведомление Якутского УФАС России №02/2988 от 17.07.2018 о поступлении жалобы ООО «Транспортная компания Фрилайн» и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу в отношении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг перевозки и перевалки грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245).

Как следует из уведомления, заявитель указывает на следующее: «Кодексом внутреннего водного транспорта не установлена обязанность перевозчика иметь судно, оборудованное аппарелью для перевозки какого-либо груза. Функцию аппарели может заменить плавкран, автокран либо грузоподъемный кран в зависимости от веса, характера и места погрузки/перевалки». (абз. 4 стр. 2 уведомления).

Данный довод жалобы не обоснован и подлежит отклонению по следующим основаниям:

Отсутствие в Кодексе внутреннего водного транспорта норм об обязанности перевозчика грузов иметь судно, оборудованное аппарелью, не является основанием для запрета включения такого требования в документацию о закупке.

Из данной нормы следует, что заказчик должен включить в документацию о закупке требования к качеству, техническим характеристикам и безопасности услуг исходя из существующей потребности, в соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Требование об оборудовании судна, осуществляющего перевозку аппарелью, установлено в документации о закупке в целях сокращения издержек заказчика,  обеспечения безопасности персонала, судна, сохранности груза при  проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Аппарель судна представляет собой составную платформу, предназначенную для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Одним концом (ведущей секцией) она закреплена на судне, а другим (концевой секцией) опирается в рабочем положении на причал или берег.

База «Приленская», расположенная на левом берегу р. Лена, не обустроена капитальным причальным сооружением на берегу. В связи с этим выгрузка грузов с судна, оборудованного аппарелью, значительно облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Максимальная грузоподъемность плавкранов составляет 16 тн, что недостаточно для производства работ. 

Учитывая наличие в Ленском бассейне палубных судов с аппарелями, для снижения затрат на обустройство временного грунтового причала и сокращения времени на грузовые операции, обеспечения необходимого уровня безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ, в Техническое задание документации о закупке на перевозку груза в навигацию 2018 г. по направлению Якутск-Приленск было включено условие об оказании услуг с использованием судна, оборудованного аппарелью.

Таким образом, использование судна с аппарелью дает существенную экономию по затратам на обустройство временного грунтового причала, сокращение времени на выгрузку/погрузку судна и повышает безопасность производства работ.

В соответствии с п.п. 4 п. 3.12.6. документации о закупке несоответствие предлагаемой продукции требованиям подраздела 9.2 (Техническое задание) является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Пунктом 6.3. технического задания предусмотрено, что суда Исполнителя должны быть оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и выезда).

Исходя из вышеизложенного заявка ООО «ТК «Фрилайн» была правомерно отклонена в связи с несоответствием требованиям технического задания документации о закупке, указанные участником в заявке суда не оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и выезда).

На рассмотрение жалобы по существу 23 июля 2018 года от заявителя явились:

директор ООО «ТК Фрилайн» (....) согласно приказу б/н от 01.03.2017;

представитель (....) по доверенности №18/1 от 23.07.2018 года.

          От ответчика – АО «Алмазы Анабара»,

представитель Местникова Ольга Александровна по доверенности №04/0-1425 от 25.10.2017;

представитель Ершов Леонид Николаевич по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018;

представитель Машуков Виктор Македонович по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018.

На рассмотрении жалобы по существу представитель заявителя Колотухин М.Ю. полностью поддержал доводы изложенные в жалобе, просит признать заявку ООО «ТК Фрилайн» соответствующей тех. заданию, допустить к участию, выдать предписание АО «Алмазы Анабара».

Представители АО «Алмазы Анабара» поддерживали возражения направленые ранее, просят отказать заявителю в удовлетворении требований.

Руководствуясь ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 23 июля 2018 года срок принятия решения по жалобе был продлен Комиссией до 30.07.2018 в связи с представлением Заказчиком дополнительных документов: о технических характеристиках крана, условиях погрузки, сроки предоставления услуг.

30 июля 2018 года на рассмотрении жалобы по существу, представителем АО «Алмазы Анабара» был представлен паспорт №2472я крана стрелового гидравлического TR-350М-2, принадлежащего АО «Алмазы Анабара» для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на базе Приленск, а также письменное пояснение в котором содержится следующее.

            Выгрузка грузов из судна, не оснащенного аппарелью, может быть осуществлена краном с берега. При этом минимально возможное расстояние между автокраном и поднимаемым с судна грузом будет составлять около пятнадцати метров.

Основным параметром грузоподъемности крана является вылет стрелы – расстояние от оси крана до оси груза по горизонтали. В соответствии с паспортом крана на вылете стрелы 15 метров грузоподъемность крана будет составлять 14 тонн.

            В соответствии с п. 5 технического задания, выгрузке подлежат 40-футовые (25 тонн) контейнеры, автошины, вагон-дома (бытовки), пиломатериалы, автотехника, тяжелая землеройная техника.

            Учитывая изложенное, выгрузка груза с палубно-трюмного судна, не оборудованного аппарелью, в рамках данной закупки, не может быть осуществлена с учетом характеристик грузоподъемной машины и нормативных требований к безопасности производства работ.

            Срок оказание услуг, указанного в п. 1 Технического задания, по лоту №3 допущена опечатка сроки оказания услуг с 01.08.2018 по 01.11.2018

 

            Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:

            Довод заявителя о том, что требование заказчика о необходимости наличия судна оборудованного аппарелью является ограничением конкуренции по отношению к участникам закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц», а также Кодексу внутреннего водного транспорта РФ, т.к. данный Кодекс не устанавливает обязанность перевозчика иметь судно оборудованное аппарелью для перевозки груза, является необоснованным, ввиду следующего.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АО «Алмазы Анабара», утвержденным протоколом Совета директоров АО «Алмазы Анабара» N 14/16 от 23.12.2016 (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

15.06.2018 на www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение №31806611245 о запросе коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалки грузов морским и речным транспортом.

            Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.06.2018.

            Дата рассмотрения заявок: 12.07.2018.

           Дата и время подведения итогов: 20.07.2018.

            Способ и форма закупки: публикуемый одноэтапный запрос предложений в электронной форме.

            Предмет закупки: Оказание услуг перевозки и перевалки грузов морским и речным транспортом. В закупке могут принять участие любые поставщики.

            Сведения о начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК): Лот №3 17 964 235,63 рублей с учетом НДС.

            Ориентировочное количество/объем оказания услуг: 19450 тн.

            В соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании вышеизложенного, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, АО «Алмазы Анабара» правомерно установил требование в документации о том, что суда Исполнителя должны быть оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и выезда) (приложить подтверждающие документы).

Учитывая изложенное, Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, приходит к выводу что довод заявителя о том, что требование заказчика о необходимости наличия судна оборудованного аппарелью является ограничением конкуренции по отношению к участникам закупки, противоречит Закону о закупках, а также Кодексу внутреннего водного транспорта РФ, не нашел своего подтверждения.

           

            Довод заявителя о том, что информация о характере перевозимого груза не раскрыта в техническом задании что противоречит части 10 статьи 4 Закона о закупках, для расчета возможности осуществления перевозки и перевалке груза дана только информация о весе и объеме перевозимого груза, что является препятствием для объективного расчета предстоящих затрат, подлежит отклонению ввиду следующего.

            Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

            Комиссией УФАС по РС (Я) было установлено, что перечень и характер перевозимого груза, а также его вес определен в пункте 5 технического задания на оказание услуг по перевозке и перевалке грузов АО «Алмазы Анабара».

В соответствии с п. 5 технического задания, выгрузке подлежат 40-футовые (25 тонн) контейнеры, автошины, вагон-дома (бытовки), пиломатериалы, автотехника, тяжелая землеройная техника.

В силу п. 21 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.09.2014 №642н, при перемещении груза с помощью грузоподъемной машины масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность машины (у стреловых кранов – с учетом вылета стрелы, выносных опор, противовесов).

С учетом изложенного,  Комиссия по рассмотрению жалобы установила, что заказчиком предельно доступно определен характер перевозимого груза, а также его вес, в пункте 5 технического задания.

  Таким образом, довод заявителя о том, что информация о характере перевозимого груза не раскрыта в технической документации, не нашел своего подтверждения.

 

Согласно п. 3 выписки из протокола заседания тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» №52 от 12.07.2018г., заявка ООО «ТК Фрилайн» была отклонена в связи с отсутствием аппарели.

  Согласно пункту 6.3 технического задания на оказание услуг по перевозке и перевалке грузов (ТМЦ) АО «Алмазы Анабара» водным транспортом, лот №3, суда Исполнителя должны быть оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и вызда).

В соответствии с п.п. 4 п. 3.12.6. документации о закупке несоответствие предлагаемой продукции требованиям подраздела 9.2 (Техническое задание) является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Следовательно, решение тендерно         й комиссии АО «Алмазы Анабара» об отклонении заявки ООО «ТК Фрилайн», установленное протоколом №52 от 12 июля 2018 года, по лоту №3 запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245), является обоснованным, правомерным, не противоречащим Закону о закупках и Кодексу внутреннего водного транспорта РФ.

Учитывая изложенное, Комиссия УФАС по РС (Я) оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы, приходит к выводу о законности и обоснованности решения тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» об отклонении заявки ООО «ТК Фрилайн» на участие в запросе коммерческих предложений на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке морским и речным транспортом (извещение №31806611245 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru).       

Таким образом, содержащиеся в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии существенных нарушений положений закона о закупках.

Оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы, комиссия по рассмотрению жалобы, приходит к выводу о законности и обоснованности решения тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» об отклонении заявки ООО «ТК Фрилайн».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу №02-83/18.1-18 ООО «Транспортная компания Фрилайн» на действия АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:            ________________                           (....)

                                                 

 

Члены Комиссии:                        ________________                           (....)

 

                                                   ________________                           (....)

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

(....) – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

(....) – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

            (....) – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

            При участии:

  От заявителя  - ООО «Транспортная компания Фрилайн», направило ходатайство (исх. №216/18 от 30.07.2018) о рассмотрении жалобы №02/83-18.1-18 в его отсутствие, не явился.

          От ответчика – АО «Алмазы Анабара»,

представитель (....) по доверенности №04/0-1425 от 25.10.2017;

представитель (....) по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018;

представитель М(....) по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018.

            рассмотрев жалобу ООО «Транспортная компания Фрилайн» (далее – Заявитель) на действия АО «Алмазы Анабара» (далее – Заказчик) при организации и проведении  запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245  на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

                               

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - УФАС, Управление) 16 июля 2018 г. поступила жалоба ООО «Транспортная компания Фрилайн» на действия АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), в которой сообщается следующее.

            ООО «ТК Фрилайн» является участником закупки №31806611245 претендующим на право заключения контракта на оказание услуг по перевозке и перевалке грузов морским и речным транспортом по лоту №3 в публикуемом одноэтапном запросе предложений в электронной форме.

           На основании решений выписки из протокола заседания тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» №52 от 12.07.2018 года по рассмотрению заявок участников закупочной комиссией заказчика заявка ООО «ТК Фрилайн» была отклонена по причине «Не соответствует техническому заданию: Требования заказчика: Согласно пп. 3, п. 1.2.25 до3 «Суда исполнителя должны быть оборудованы аппарелями (заезда и выезда) (приложить подтверждающие документы). Предложение участника: Предоставлены документы на суда «РОССЛАУ» и «ВИСМАР» - тип судов: рефрижератор для перевозке скоропортящихся продуктов и генгрузов, аппарель отсутствует.

          ООО «ТК Фрилайн» выражает свое несогласие с вынесенным решением, считает его необоснованным, незаконным и несправедливым по следующим основаниям.

          Довод Заказчика о необходимости наличия судна оборудованного аппарелью является необоснованным, ограничением конкуренции по отношению к участникам закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ-№223).

          Также, Кодексом внутреннего водного транспорта не установлена обязанность перевозчика иметь судно оборудование аппарелью для перевозки какого-либо груза. Функцию аппарели может заменить плавкран, автокран либо грузоподъемный кран в зависимости от веса, характера и места погрузки/перевалки.

          Информация о характере перевозимого груза не раскрыта в техническом задании, что противоречит части 10 статьи 4 ФЗ-№223. Для расчета возможности осуществления перевозки и перевалке груза дана только информация о весе и объеме перевозимого груза, что является препятствием для объективного расчета предстоящих затрат.

          В результате незаконных действий тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» были нарушены права и законные интересы участника публикуемого одноэтапного запроса предложений в электронной форме ООО «ТК Фрилайн».

          Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

          Заявитель просит признать заявку ООО «ТК Фрилайн» соответствующей техническому заданию, допустить к переторжке, выдать тендерной комиссии Заказчика предписание об устранении вышеизложенных нарушений.

 

            Поступили возражения Заказчика (вх.№5954 от 23.07.2018 г.), АО «Алмазы Анабара» считает что жалоба Заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

    АО «Алмазы Анабара» было получено уведомление Якутского УФАС России №02/2988 от 17.07.2018 о поступлении жалобы ООО «Транспортная компания Фрилайн» и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу в отношении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг перевозки и перевалки грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245).

Как следует из уведомления, заявитель указывает на следующее: «Кодексом внутреннего водного транспорта не установлена обязанность перевозчика иметь судно, оборудованное аппарелью для перевозки какого-либо груза. Функцию аппарели может заменить плавкран, автокран либо грузоподъемный кран в зависимости от веса, характера и места погрузки/перевалки». (абз. 4 стр. 2 уведомления).

Данный довод жалобы не обоснован и подлежит отклонению по следующим основаниям:

Отсутствие в Кодексе внутреннего водного транспорта норм об обязанности перевозчика грузов иметь судно, оборудованное аппарелью, не является основанием для запрета включения такого требования в документацию о закупке.

Из данной нормы следует, что заказчик должен включить в документацию о закупке требования к качеству, техническим характеристикам и безопасности услуг исходя из существующей потребности, в соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Требование об оборудовании судна, осуществляющего перевозку аппарелью, установлено в документации о закупке в целях сокращения издержек заказчика,  обеспечения безопасности персонала, судна, сохранности груза при  проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Аппарель судна представляет собой составную платформу, предназначенную для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Одним концом (ведущей секцией) она закреплена на судне, а другим (концевой секцией) опирается в рабочем положении на причал или берег.

База «Приленская», расположенная на левом берегу р. Лена, не обустроена капитальным причальным сооружением на берегу. В связи с этим выгрузка грузов с судна, оборудованного аппарелью, значительно облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Максимальная грузоподъемность плавкранов составляет 16 тн, что недостаточно для производства работ. 

Учитывая наличие в Ленском бассейне палубных судов с аппарелями, для снижения затрат на обустройство временного грунтового причала и сокращения времени на грузовые операции, обеспечения необходимого уровня безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ, в Техническое задание документации о закупке на перевозку груза в навигацию 2018 г. по направлению Якутск-Приленск было включено условие об оказании услуг с использованием судна, оборудованного аппарелью.

Таким образом, использование судна с аппарелью дает существенную экономию по затратам на обустройство временного грунтового причала, сокращение времени на выгрузку/погрузку судна и повышает безопасность производства работ.

В соответствии с п.п. 4 п. 3.12.6. документации о закупке несоответствие предлагаемой продукции требованиям подраздела 9.2 (Техническое задание) является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Пунктом 6.3. технического задания предусмотрено, что суда Исполнителя должны быть оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и выезда).

Исходя из вышеизложенного заявка ООО «ТК «Фрилайн» была правомерно отклонена в связи с несоответствием требованиям технического задания документации о закупке, указанные участником в заявке суда не оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и выезда).

На рассмотрение жалобы по существу 23 июля 2018 года от заявителя явились:

директор ООО «ТК Фрилайн» (....) согласно приказу б/н от 01.03.2017;

представитель (....) по доверенности №18/1 от 23.07.2018 года.

          От ответчика – АО «Алмазы Анабара»,

представитель Местникова Ольга Александровна по доверенности №04/0-1425 от 25.10.2017;

представитель Ершов Леонид Николаевич по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018;

представитель Машуков Виктор Македонович по доверенности №04/0-1505 от 20.07.2018.

На рассмотрении жалобы по существу представитель заявителя Колотухин М.Ю. полностью поддержал доводы изложенные в жалобе, просит признать заявку ООО «ТК Фрилайн» соответствующей тех. заданию, допустить к участию, выдать предписание АО «Алмазы Анабара».

Представители АО «Алмазы Анабара» поддерживали возражения направленые ранее, просят отказать заявителю в удовлетворении требований.

Руководствуясь ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 23 июля 2018 года срок принятия решения по жалобе был продлен Комиссией до 30.07.2018 в связи с представлением Заказчиком дополнительных документов: о технических характеристиках крана, условиях погрузки, сроки предоставления услуг.

30 июля 2018 года на рассмотрении жалобы по существу, представителем АО «Алмазы Анабара» был представлен паспорт №2472я крана стрелового гидравлического TR-350М-2, принадлежащего АО «Алмазы Анабара» для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на базе Приленск, а также письменное пояснение в котором содержится следующее.

            Выгрузка грузов из судна, не оснащенного аппарелью, может быть осуществлена краном с берега. При этом минимально возможное расстояние между автокраном и поднимаемым с судна грузом будет составлять около пятнадцати метров.

Основным параметром грузоподъемности крана является вылет стрелы – расстояние от оси крана до оси груза по горизонтали. В соответствии с паспортом крана на вылете стрелы 15 метров грузоподъемность крана будет составлять 14 тонн.

            В соответствии с п. 5 технического задания, выгрузке подлежат 40-футовые (25 тонн) контейнеры, автошины, вагон-дома (бытовки), пиломатериалы, автотехника, тяжелая землеройная техника.

            Учитывая изложенное, выгрузка груза с палубно-трюмного судна, не оборудованного аппарелью, в рамках данной закупки, не может быть осуществлена с учетом характеристик грузоподъемной машины и нормативных требований к безопасности производства работ.

            Срок оказание услуг, указанного в п. 1 Технического задания, по лоту №3 допущена опечатка сроки оказания услуг с 01.08.2018 по 01.11.2018

 

            Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:

            Довод заявителя о том, что требование заказчика о необходимости наличия судна оборудованного аппарелью является ограничением конкуренции по отношению к участникам закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц», а также Кодексу внутреннего водного транспорта РФ, т.к. данный Кодекс не устанавливает обязанность перевозчика иметь судно оборудованное аппарелью для перевозки груза, является необоснованным, ввиду следующего.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АО «Алмазы Анабара», утвержденным протоколом Совета директоров АО «Алмазы Анабара» N 14/16 от 23.12.2016 (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

15.06.2018 на www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение №31806611245 о запросе коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалки грузов морским и речным транспортом.

            Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.06.2018.

            Дата рассмотрения заявок: 12.07.2018.

           Дата и время подведения итогов: 20.07.2018.

            Способ и форма закупки: публикуемый одноэтапный запрос предложений в электронной форме.

            Предмет закупки: Оказание услуг перевозки и перевалки грузов морским и речным транспортом. В закупке могут принять участие любые поставщики.

            Сведения о начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК): Лот №3 17 964 235,63 рублей с учетом НДС.

            Ориентировочное количество/объем оказания услуг: 19450 тн.

            В соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании вышеизложенного, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, АО «Алмазы Анабара» правомерно установил требование в документации о том, что суда Исполнителя должны быть оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и выезда) (приложить подтверждающие документы).

Учитывая изложенное, Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, приходит к выводу что довод заявителя о том, что требование заказчика о необходимости наличия судна оборудованного аппарелью является ограничением конкуренции по отношению к участникам закупки, противоречит Закону о закупках, а также Кодексу внутреннего водного транспорта РФ, не нашел своего подтверждения.

           

            Довод заявителя о том, что информация о характере перевозимого груза не раскрыта в техническом задании что противоречит части 10 статьи 4 Закона о закупках, для расчета возможности осуществления перевозки и перевалке груза дана только информация о весе и объеме перевозимого груза, что является препятствием для объективного расчета предстоящих затрат, подлежит отклонению ввиду следующего.

            Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

            Комиссией УФАС по РС (Я) было установлено, что перечень и характер перевозимого груза, а также его вес определен в пункте 5 технического задания на оказание услуг по перевозке и перевалке грузов АО «Алмазы Анабара».

В соответствии с п. 5 технического задания, выгрузке подлежат 40-футовые (25 тонн) контейнеры, автошины, вагон-дома (бытовки), пиломатериалы, автотехника, тяжелая землеройная техника.

В силу п. 21 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.09.2014 №642н, при перемещении груза с помощью грузоподъемной машины масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность машины (у стреловых кранов – с учетом вылета стрелы, выносных опор, противовесов).

С учетом изложенного,  Комиссия по рассмотрению жалобы установила, что заказчиком предельно доступно определен характер перевозимого груза, а также его вес, в пункте 5 технического задания.

  Таким образом, довод заявителя о том, что информация о характере перевозимого груза не раскрыта в технической документации, не нашел своего подтверждения.

 

Согласно п. 3 выписки из протокола заседания тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» №52 от 12.07.2018г., заявка ООО «ТК Фрилайн» была отклонена в связи с отсутствием аппарели.

  Согласно пункту 6.3 технического задания на оказание услуг по перевозке и перевалке грузов (ТМЦ) АО «Алмазы Анабара» водным транспортом, лот №3, суда Исполнителя должны быть оборудованы аппарелью или аппарелями (заезда и вызда).

В соответствии с п.п. 4 п. 3.12.6. документации о закупке несоответствие предлагаемой продукции требованиям подраздела 9.2 (Техническое задание) является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Следовательно, решение тендерно         й комиссии АО «Алмазы Анабара» об отклонении заявки ООО «ТК Фрилайн», установленное протоколом №52 от 12 июля 2018 года, по лоту №3 запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245), является обоснованным, правомерным, не противоречащим Закону о закупках и Кодексу внутреннего водного транспорта РФ.

Учитывая изложенное, Комиссия УФАС по РС (Я) оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы, приходит к выводу о законности и обоснованности решения тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» об отклонении заявки ООО «ТК Фрилайн» на участие в запросе коммерческих предложений на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке морским и речным транспортом (извещение №31806611245 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru).       

Таким образом, содержащиеся в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии существенных нарушений положений закона о закупках.

Оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы, комиссия по рассмотрению жалобы, приходит к выводу о законности и обоснованности решения тендерной комиссии АО «Алмазы Анабара» об отклонении заявки ООО «ТК Фрилайн».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу №02-83/18.1-18 ООО «Транспортная компания Фрилайн» на действия АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг перевозки и перевалке грузов морским и речным транспортом (извещение №31806611245 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:            ________________                           (....)

                                                 

 

Члены Комиссии:                        ________________                           (....)

 

                                                   ________________                           (....)

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-83/18.1-18 [format] => [safe_value] => 02-83/18.1-18 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 1881 [uid] => 5 [filename] => reshenie.docx [uri] => public://solution/2018/08/13/reshenie.docx [filemime] => application/vnd.openxmlformats-officedocument.wordprocessingml.document [filesize] => 53499 [status] => 1 [timestamp] => 1534150736 [origname] => reshenie.docx [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2018-08-03 08:51:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2018-08-02 08:51:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1534150736 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => )