Чиновники в Якутске лоббируют интересы коммерческой организации?

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Незаконное отстранение конкурента от участия в конкурсе, заключение контракта с «единственным поставщиком» на ремонт здания якобы находящегося "под угрозой обрушения": все эти обстоятельства, возникшие за короткий промежуток времени, объединяют руководство МКУ «Главстрой» и директора подрядной организации Арагаца Папояна при освоении десятков миллионов бюджетных средств.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Якутии (УФАС Якутии) 18 февраля потребовало отменить результаты конкурса на капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов в Якутске с начальной ценой 183 354 428,34 рублей, уличив муниципальных чиновников в откровенно незаконных действиях, влекущих ограничение конкуренции фактически в интересах ООО «Оптима-Строй».

Как установило УФАС Якутии, при проведении конкурса, заказчиком которого выступило МКУ «Главстрой» ГО "город Якутск" (руководитель - Алексей Варламов), членами комиссии Окружной администрации Якутска 9 февраля была незаконно отклонена заявка ООО «СахаКапитал» (директор - Александр Романов) по фактически надуманному основанию (представленная копия решения об одобрении крупной сделки не имеет нотариального удостоверения, в то время как в законодательстве такого требования нет).

В результате победил единственный оставшийся участник конкурса - ООО «Оптима-Строй» (директор - Арагац Папоян), с которым была начата процедура подписания муниципального контракта.

Однако УФАС Якутии потребовало отменить результаты торгов, допустить заявку ООО «СахаКапитал» и провести оценку обоих заявок участников, выбрав из них содержащую лучшие условия выполнения контракта. В отношении должностных лиц, принявших незаконное решение, будут возбуждены административные дела.

Следует отметить, что это не первый случай, когда городские чиновники совершают определенные действия, можно сказать, фактически в интересах руководителя ООО «Оптима-Строй» Арагаца Папояна.

Как ранее сообщал SakhaNews, директор МКУ «Главстрой» Алексей Варламов заключил 15 октября 2021 года без проведения конкурентных торгов муниципальный контракт с директором ООО «Оптима-Строй» Арагац Папояном (как с единственным поставщиком) на капитальный ремонт здания Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации (ЯТЭК) за 59 077 968,39 рублей.

Конкурентные торги проведены не были, так как контракт был заключен со ссылкой на необходимость срочного проведения аварийно-восстановительных работ, связанных с угрозой обрушения здания, со ссылкой на норму закона о госзакупках, допускающей заключение контракта с "единственным поставщиком" для предотвращения чрезвычайной ситуации.

То есть, это не просто капитальный ремонт внутри здания, а капитальный ремонт с целью восстановления несущих конструкций здания для предотвращения угрозы его обрушения (чрезвычайной ситуации), которая реальна и потребовала срочных мер.

Однако, еще в марте 2021 года глава республики Айсен Николаев, видимо, не опасаясь обрушения, прошелся по кабинетам "аварийного" здания ЯТЭК с многочисленной свитой чиновников. Осмотрев все, дал поручение передать здание в собственность республики и провести в течение лета капитальный ремонт, а затем разместить в нем среднюю образовательную школу номер 1.

Глава Якутии в здании ЯТЭК.

Кстати сказать, поручение Айсена Николаева так и не было выполнено в срок. При этом, ни весной, ни осенью прошлого года в сообщениях СМИ и выступлениях чиновников не говорилось, что здание ЯТЭК, в котором планируют разместить школу, находится под угрозой обрушения.

К примеру, 15 октября 2021 года на совещании с участием представителя прокуратуры Якутии первый заместитель главы Якутска Алексей Корнилов сообщил о необходимости проведения не аварийно-восстановительных работ, а капитального ремонта здания ЯТЭК с целью восстановления системы теплоснабжения, а также переустройства инженерных систем и выполнения внутренних отделочных работ.

Более того, тот факт, что здание ЯТЭК не находилось "под угрозой обрушения", опровергается договором купли-продажи этого здания, заключенным 15 декабря 2021 года между АО «Комдрагметал» и ГКУ «Республиканское агентство имущества». В договоре прямо указано, что приобретаемое за 120 000 000 рублей в государственную собственность здание «находится в удовлетворительном состоянии».

 

Так кому верить? Руководству МКУ «Главстрой», объявившему здание под угрозой обрушения и на этом основании избежавшему проведение конкурентных торгов на его ремонт, или руководству АО «Комдрагметал», ГКУ «Республиканское агентство имущества», отразивших в документах, что оно в удовлетворительном состоянии?

Если здание, по версии МКУ «Главстрой», находится под угрозой обрушения, то значит необходим, как минимум, капитальный ремонт его несущих конструкций. А проведение подобных работ требует тщательной подготовки, тем более, если речь идет о последующем размещении в нем школы: сначала необходимы различные изыскания, разработка проектно-сметной документации, экспертиза. И только после всего этого подрядчик может приступать к строительно-монтажным работам в соответствии с проектной документацией и под строгим строительным надзором.

В нашем же случае контрактом предусмотрено, что ООО «Оптима-Строй» с 15 по 28 октября проводит обследование строительных конструкций, а также инженерно-геологические изыскания, затем за два дня (до 30 октября) разрабатывает проектно-сметную документацию и до 30 января 2022 года проводит государственную экспертизу сметной стоимости. При этом, не дожидаясь завершения всех эти работ, подрядчик уже с 26 октября приступает к демонтажу и выполнению строительно-монтажных работ, которые обязан завершить к 18 февраля.

Нужно ли объяснять, что разработка-проектной сметной документации для аварийно-восстановительных работ в отношении несущих конструкций здания, находящегося под реальной, а не виртуальной угрозой обрушения, в реальности занимает не один месяц, а не… два дня, как это предусмотрено контрактом между МКУ «Главстрой» и ООО «Оптима-Строй»?!

Более того, несмотря на обязанность подрядчика до 28 октября завершить два этапа работ - провести обследование строительных конструкций и выполнить инженерно-геологические изыскания, после чего в течение трех дней предоставить акт сдачи-приемки выполненных работ (который заказчик обязан проверить в течение 15 дней), - оба акта были подписаны, а следовательно результаты приняты заказчиком, только… 21 декабря.

Таким образом, если здание ЯТЭК действительно находится под угрозой обрушения, то порядок, сроки выполнения аварийно-восстановительных работ и последующее размещение в нем средней школы, вызывают тревогу за детей, которые здесь будут учиться.

Однако, как нам представляется, в данной ситуации, скорее всего, данное здание было объявлено «под угрозой обрушения» только лишь для того, чтобы обойти требования закона о проведении конкурентных торгов и заключить муниципальный контракт на 59 млн рублей с «единственным поставщиком».

Чиновники в свое оправдание могут сослаться на необходимость срочного выполнения ремонта и размещения в нем школы. Однако тогда возникает вопрос, а чем они занимались на протяжении почти семи месяцев, получив еще в марте прошлого года поручение от главы республики провести ремонт в здании ЯТЭК? Не хватило семи месяцев, чтобы организовать конкурс, для проведения которого достаточно одного месяца?

Выходит, что фактически в муниципальный контракт с целью освоения 59 млн бюджетных средств в обход конкурентных процедур, руководство МКУ "Главстрой" и ООО "Оптима-Строй" внесли недостоверные сведения. При этом, подобные сведения внесли не только в контракт, но и в другие документы, необходимые в силу Закона о контрактной системе для заключения контракта с "единственным поставщиком".

В итоге, если правоохранительные и контролирующие органы подтвердят этот факт, то дело может обернуться не только административными штрафами за нарушения законодательства о госзакупках и признанием в суде муниципального контракта ничтожной сделкой, не имеющей никаких юридических последствий, но и куда более тяжкие последствия, так как за внесение заведомо ложных сведений в официальные документы предусмотрена уголовная ответственность, так же как и за заключение соглашения (картеля), ограничивающего конкуренцию, с извлечением дохода в крупном размере (свыше 50 млн). Или все же выходит, что АО "Комдрагметал" продало республике здание, по документам, находящееся в удовлетворительном состоянии, а по факту - под угрозой обрушения?

Егор ДАВЫДОВ

источник: https://www.1sn.ru/277632.html