Антимонопольные требования

 

Источник: ЖУРНАЛ "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ЯКУТИИ"

Дата выпуска: № 9 (57), октябрь 2004 г.

Рубрика: ЭКОНОМИКА

Автор: МАРИЯ ВАСИЛЬЕВА

Заглавие: АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

 

По сведениям Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я) число государственных контрактов для государственных закупок с начала этого года составляет 191 контракт. В большинстве случаев это местные товаропроизводители, исполнители работ и услуг.

 

Гость нашей редакции – Платонова Сардаана Юрьевна, юрист Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поделится с нами с одним из обязательных составляющих аспектов при проведении и организации открытых торгов - антимонопольным требованием.

 

- Сардаана Юрьевна, сфера деятельности антимонопольной службы это прежде всего предупреждение и пресечение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции?
- Абсолютно верно, разве следует добавить, что Управление Федеральной антимонопольной службы на территории Якутии также предупреждает и пресекает ограничение конкуренции органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.

- Понятно, что данные органы могут принимать неправомочные акты, которые могут каким-то образом ограничивать или устранять конкуренцию на определенном рынке товаров, работ или услуг. Но есть еще одна сфера их деятельности - организация конкурсов или торгов для государственных и муниципальных нужд. Читатели нашего журнала, это в основном представители среднего бизнеса, которые, судя по звонкам и письмам, приходящим к нам в редакцию имели опыт участия в качестве поставщиков товаров, работ или услуг на конкурсах для заключения контракта для государственных и муниципальных нужд, и остались, мягко говоря, обескуражены организацией конкурса. Почему так происходит и может ли ваше управление оказать помощь в подобных случаях?
- Причиной таких обид в большинстве случаев по нашему наблюдению является пока еще определенное мнение участников конкурса - потенциальных поставщиков государственных и муниципальных нужд об установленных правилах при организации и проведении конкурса. По их мнению, подобные торги устраиваются лишь для проформы, а выгодный контракт можно легко заключить путем соглашений с другими поставщиками или с помощью других неправомочных действий. 
Но, нами выявляются и нарушения антимонопольного законодательства и самими организаторами конкурса. Наше участие заключается в пресечении при создании организатором конкурса преимущественных условий для какого-либо отдельного хозяйствующего субъекта. Мы пресекаем действия организаторов конкурса, если в конкурсе участвует афиллированные лица, происходит неправомерная координация деятельности участников, в результате происходит ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление их интересов, а также необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.

- Какие последствия ждут нарушителей в случае выявления вами нарушения антимонопольных требований при проведении конкурса?
- Согласно Гражданскому кодексу признание торгов несостоявшимися определяет суд. Так же как и недействительность договора с лицом, выигравшим торги. Антимонопольное законодательство определяет право антимонопольного органа обратиться в суд для признания конкурса, в ходе которого были нарушены требования недействительным. 
Таким образом, считаю, последствия в случае нарушения требований антимонопольного законодательства должны стать эффективным способом воздействия антимонопольного органа на нарушителей.

- Как вы осуществляете на деле контроль за организацией конкурсов?
- Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты по порядку проведения конкурсов по выбору организации-поставщика для своих нужд. Поэтому мы рекомендуем организаторам конкурса согласовывать с нами порядок проведения каждого конкурса, результатом которого должно стать определение поставщика, предложившего лучшие условия по договору поставки товаров и в связи с этим выигравшего конкурс. Вместе с тем мы вправе самостоятельно определять необходимость такового согласования в каждом конкретном случае.

- Какие документы необходимо подать на согласование и в какие сроки? 
- Организаторам конкурса рекомендуется разработать и представить на согласование в антимонопольный орган не менее чем за 30 дней до даты опубликования извещения о проведении конкурса в средствах массовой информации проекты документов. Это, прежде всего порядок организации и проведения конкурса, требования, предъявляемые к его участникам, а также документы о регламенте образования и деятельности конкурсной комиссии, документы о персональном составе Конкурсной комиссии. В необходимых случаях нам нужно представить Договор между организатором конкурса и специализированной организацией на осуществление отдельных функций организатора конкурса. 
Также не менее чем за 30 дней до даты опубликования извещения о проведении конкурса в СМИ мы рекомендуем представить нам проекты документов, содержащих условия государственного контракта. В котором мы сможем проанализировать сведения о количестве товаров, сроках поставок, требования к составу технической документации на поставки.

- Получается, согласование с вами имеет рекомендательный характер. Полагаю, что большинство организаторов конкурсов, к примеру, для экономии времени сочтет необязательным согласование своей конкурсной документации с вами. Что вы на это скажите? 
- Идея проведения открытого конкурса по честным правилам для заключения последующего контракта для государственных нужд или нужд местного самоуправления заключается в определении лучшего поставщика товаров, работ или услуг. Разумеется, при этом заключается контракт, который обеспечит эффективное расходование средств бюджета. А с помощью требований антимонопольного законодательства достигается пресечение злоупотреблений служащими своим служебным положением при организации закупок.

- Что следует после согласования антимонопольного органа?
- Организатор конкурса утверждает Правила организации и проведения конкурса, Регламент деятельности Конкурсной комиссии, персональный состав Конкурсной комиссии в согласованной редакции и публикует извещение о проведении конкурса в средствах массовой информации. 
Опять же все изменения после согласования с антимонопольным органом должны согласовываться с антимонпльным органом.

- Как участник конкурса может обжаловать порядок организации и проведения, а также решение Конкурсной комиссии?
- Любой поставщик, который заявляет, что он понес или может понести убытки в результате нарушений требований законодательства к проведению конкурса может направить в письменной форме мотивированное заявление в Управление Федеральной антимонопольной службы по Якутии. Предметом обжалования могут быть факты выявления создания преимущественных условий участия в конкурсе для отдельных поставщиков, участие в конкурсе афиллированных лиц, координация организатором конкурса деятельности его участников с целью ограничения конкуренции или ущемления его участников, необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе, а также в случае согласованных действий между участниками конкурса, ограничивающие конкуренцию и допускающих формы недобросовестной конкуренции

- Приведите пример пресечения нарушения при проведении конкурса.
К примеру, антимонопольный орган провел проверку по признакам нарушения статьи 9 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» при проведении тендера на выполнение специальных, строительных работ в отношении Государственного учреждения Управления автомобильной магистрали «Невер-Якутск». Были выявлены нарушения как создание преимущественных условий участия в конкурсе отдельным участникам конкурса. Управление ФАС по РС(Я) обратилось в суд с иском о признании конкурса по определенному лоту и заключенного на основании него договора с победителем недействительным. В настоящий момент решение суда пока не приято.

- Сообщите телефон, по которому можно с вами связаться.
- Обращайтесь по телефону 42-14-28.