Реальный срок для заговорщиков

Сегодня на всей территории России вступают в силу поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие ответственность за картели и рецидивные злоупотребления доминирующим положением на рынке. Отныне, если в результате сговора был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству — более миллиона рублей, либо был извлечен доход в размере более 5 миллионов, участникам грозит уголовная ответственность. Объяснения по поводу революционного пакета поправок, уменьшающих количество лазеек в законодательстве, читателям «Якутии» дал руководитель Якутского управления Федеральной антимонопольной службы Юрий Игнатьев:

— Норма об уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства содержалась в Уголовном кодексе России с момента его принятия и введения в действие в 1996 году. Однако конструкция статьи, как отмечали специалисты, не позволяла в полной мере пресекать подобные преступления и привлекать виновных лиц к уголовной ответственности. Вопрос о внесении соответствующих поправок обсуждался уже давно. По-моему, еще с 2004 года. Для разработки новой редакции 178-й статьи УК РФ привлекались сотрудники центрального аппарата антимонопольной службы, Министерства внутренних дел России. В итоге 29 июля нынешнего года президентом страны был подписан закон о внесении очень важных изменений.

— Остановимся на тех из них, которые касаются непосредственно состава преступлений. Насколько расширилось это понятие?

— Во-первых, статья дополнена перечнем деяний, за которые ранее уголовная ответственность не предусматривалась, хотя они несли существенную опасность. Речь идет об антиконкурентных соглашениях и согласованных действиях. Во-вторых, внесены уточнения по поводу привлечения к уголовной ответственности за такой вид монополистической деятельности, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Новая редакция приведена в соответствие с положениями Федерального закона «О защите конкуренции». Теперь к уголовной ответственности можно привлечь за установление монопольно высокой или монопольно низкой цены, необоснованный отказ или уклонение от заключения контракта, ограничение доступа на рынок.

— Наверное, подобные злоупотребления встречаются в практике вашей работы нередко. Неужели все мало-мальские нарушители теперь отправятся на скамью подсудимых?

— Пугаться не стоит. Лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за злоупотребление доминирующим положением в случае неоднократного выявления подобных фактов. Под неоднократностью в этом случае подразумевается совершение нарушений более двух раз в течение трех лет. Кроме того, обязательным условием для привлечения ответственности является наличие крупного ущерба, нанесенного гражданам, организациям и государству, или извлечения дохода в крупном размере.

— Какое наказание может постигнуть лиц, виновных в антиконкурентных действиях?

— Штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей или заработной платы осужденного за период от одного до двух лет, а также лишение свободы на срок до трех лет с запретом на профессию или должность до одного года. Редакция прежней статьи не предусматривала подобных наказаний. При этом за преступления с использованием служебного положения и причинением особо крупного ущерба свыше 3 миллионов рублей предусматриваются лишение свободы на срок до шести лет и более жесткие наказания в виде штрафов и профессиональных запретов. Срок до семи лет грозит за применение насилия или угрозу его применения при антимонопольных нарушениях.

— Скажите, а наши местные руководители естественных монополий узнают об этих изменениях?

— Да, специально по этой теме 3 ноября в управлении пройдет совещание, в котором примут участие представители всех 70 доминантов республики.