О спорах Федеральной антимонопольной службы с нефтяными компаниями по поводу нарушений антимонопольного законодательства

Значимость указанного решения обусловлена также тем, что впервые в российской судебной практике столь высокая судебная инстанция анализировала правильность квалификации антимонопольным органом коллективного доминирующего положения крупнейших нефтяных компаний на рынках нефтепродуктов в Российской Федерации и злоупотребление этим положением. Ситуацию оценивает начальник правового управления Федеральной антимонопольной службы России Сергей Пузыревский.

Безусловно, постановление Президиума ВАС РФ по спору ФАС России с ОАО «ТНК-ВР Холдинг» станет определяющим для судебной оценки решений антимонопольного органа, вынесенных в отношении других нефтяных компаний, коллективно доминирующих на рынках нефтепродуктов и допустивших аналогичные правонарушения.

Обратимся к наиболее важным практическим выводам Президиума ВАС РФ при рассмотрении данного дела.

Антимонопольный орган установил, что компания злоупотребила доминирующим положением путем:

- установления монопольно высоких цен на авиационный керосин и автомобильные бензины в четвертом квартале 2007 г. - первом полугодии 2008 г.;

- экономически не обоснованного установления различных оптовых цен на авиационный керосин и создания дискриминационных условий на оптовых рынках автомобильных бензинов и авиационного керосина в РФ.

В процессе рассмотрения судами дела по факту обжалования указанных ненормативных актов антимонопольного органа были выявлены следующие краеугольные камни в толковании положений антимонопольного законодательства судами:

1) определение продуктовых и географических границ товарных рынков автомобильных бензинов и авиационного керосина;

2) квалификация действий нефтяных компаний по реализации нефтепродуктов хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц, по ценам и на условиях, отличных от цен и условий реализации нефтепродуктов лицам, входящим в группу лиц;

3) квалификация действий нефтяных компаний по установлению монопольно высокой цены в качестве злоупотребления доминирующим положением;

По всем указанным вопросам ВАС РФ приняты принципиальные решения.

Определение коллективного доминирующего положения хозяйствующих субъектов на оптовых рынках нефтепродуктов

Наибольшее количество споров при рассмотрении данного дела нижестоящими арбитражными судами вызвало определение продуктовых границ крупнооптового рынка автомобильных бензинов (при первой продаже произведенных автомобильных бензинов с нефтеперерабатывающего завода (далее - НПЗ)).

При определении продуктовых границ автомобильных бензинов федеральная антимонопольная служба в соответствии с существующими методиками учитывала, что товар может обращаться на одной и той же территории на разных товарных рынках.

В частности, товар может обращаться на оптовых рынках, на которых продаются партии товара преимущественно для целей последующей перепродажи или профессионального использования, и на розничных рынках, на которых осуществляется продажа единичного количества товара преимущественно для личного использования.

Данное положение в полной мере применимо к рынкам нефтепродуктов, в том числе к рынку автомобильных бензинов, поскольку в зависимости от состава покупателей и продавцов, а также от объемов партии товара и целей его приобретения (использование или последующая перепродажа) определяются продуктовые границы товарных рынков оптовой и розничной продажи автомобильных бензинов.

Учитывая, что на розничном рынке автомобильных бензинов для покупателя решающее значение имеют технические характеристики автотранспортных средств, позволяющие использовать автомобильный бензин конкретной марки в качестве моторного топлива, при анализе антимонопольными органами указанных рынков при розничных продажах их продуктовые границы определяются исходя из конкретных марок автомобильных бензинов (А-76, Аи-92, Аи-95, Аи-98).

Вместе с тем продуктовые границы рынка автомобильных бензинов при оптовой продаже определяются иначе.

В качестве продавцов на данном товарном рынке выступают вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые осуществляют производство нефтепродуктов на НПЗ. В качестве покупателей выступают дочерние компании указанных нефтяных компаний, независимые трейдеры (перепродавцы, нефтебазы), и незначительную долю покупателей составляют крупные потребители нефтепродуктов.

Определяющее значение при выявлении продуктовых границ оптового рынка автомобильных бензинов имеет состав покупателей, который проанализирован ФАС России на основании реестра сделок нефтяных компаний.

Анализ договоров купли-продажи автомобильных бензинов с НПЗ свидетельствует, что на рынке оптовой продажи автомобильных бензинов покупателями являются хозяйствующие субъекты, приобретающие всю линейку автомобильных бензинов для их последующей перепродажи. При этом потребительский спрос на розничных рынках автомобильных бензинов влияет на общее соотношение объемов закупаемых на оптовых рынках бензинов конкретных марок, но не является определяющим. Это позволило антимонопольному органу определить в оптовых продажах с НПЗ автомобильные бензины в целом в качестве товара, не имеющего заменителей.

Указанный вывод о правильности выделения крупнооптового рынка автомобильных бензинов независимо от разделения на марки автобензинов подтвержден ВАС РФ.

Не менее спорным стал вопрос о правильности определения географических границ крупнооптовых рынков нефтепродуктов (антимонопольным органом эти границы определены как границы РФ).

В процессе анализа рынка нефтепродуктов предварительно географические границы рынков были определены антимонопольным органом как территория расположения и деятельности входящих в группы лиц ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «ЛУКОЙЛ» нефтеперерабатывающих предприятий и их основных покупателей, а именно, территория Российской Федерации.

При выявлении условий обращения товаров (бензины автомобильные, авиационный керосин), ограничивающих экономические возможности приобретения их покупателями, была учтена возможность перемещения покупателя к товару, а также расходы, связанные с приобретением товара вне места нахождения покупателя, в том числе транспортные расходы.

По смыслу антимонопольного законодательства хозяйствующие субъекты, действующие на товарном рынке и составляющие группу лиц, рассматриваются как один хозяйствующий субъект.

Следовательно, ОАО «ТНК- ВР Холдинг» и входящие с ним в одну группу лиц НПЗ рассматривались антимонопольным органом как один хозяйствующий субъект.

Аналогичный подход был применен антимонопольным органам и к другим нефтяным компаниям. При этом, поскольку НПЗ нефтяных компаний расположены в различных регионах Российской Федерации и реализуют нефтепродукты покупателям не только на территории региона, в котором расположен соответствующий НПЗ, но и покупателям, находящимся в других регионах, то ФАС России пришел к выводу, что указанные четыре нефтяные компании, осуществляющие оптовую реализацию нефтепродуктов с НПЗ, действуют на товарном рынке в географических границах РФ.

При этом доводы нефтяных компаний о том, что отсутствие поставок в отдельные субъекты РФ не позволяет говорить об общероссийском рынке, по мнению ФАС России, являются несостоятельными ввиду того, что у потребителей, находящихся в других регионах, сохраняется техническая, экономическая и иная возможность приобретения нефтепродуктов с НПЗ соответствующей нефтяной компании.

Кроме того, нефтяные компании были признаны ФАС России хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке оптовой реализации нефтепродуктов в рамках так называемого коллективного доминирования, и, соответственно, географические границы рынка оптовой реализации нефтепродуктов как территория РФ были определены антимонопольным органом на основании данных о поставках нефтепродуктов всеми нефтяными компаниями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке согласно ч. 3 ст 5 закона о защите конкуренции.

Указанные параметры (географические и продуктовые границы) крупнооптовых товарных рынков нефтепродуктов подтверждены ВАС РФ.

Группа лиц

Не менее важными для развития практики антимонопольного регулирования являются выводы ВАС РФ об оценке действий нефтяных компаний по реализации нефтепродуктов хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц, по ценам и на условиях, отличных от цен и условий реализации нефтепродуктов лицам, входящим в группу лиц.

ВАС РФ указал, что факт оптовой реализации автомобильных бензинов и авиационного керосина внутри группы лиц не означает, что входящие в эту группу хозяйствующие субъекты утрачивают самостоятельность в гражданско-правовых отношениях, и не может являться основанием для вывода об отсутствии рынка.

При этом ВАС РФ учитывал положения ч. 2 ст. 9 и ст. 10 закона о защите конкуренции о защите конкуренции, согласно которым запрет создавать дискриминационные условия и устанавливать экономически, технологически и иным образом не обоснованное различие цен на один и тот же товар распространяется на всех хозяйствующих субъектов при заключении сделок как внутри вертикально-интегрированной группы, так и вне ее.

Более выгодные и гарантированные условия приобретения оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ дочерними организациями вертикально-интегрированных нефтяных компаний ставит их в преимущественное положение по сравнению с независимыми трейдерами и автозаправочными станциями (АЗС) на розничном рынке нефтепродуктов, что существенно искажает условия конкуренции, способствует устранению независимых АЗС с рынка и его монополизации.

Следует отметить, что данный вывод имеет важное значение для развития конкуренции не только на рынках нефтепродуктов, но и на рынках других товаров, на которых действуют вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты, поскольку обеспечивает равные условия деятельности продавцов на розничных рынках соответствующего товара.

Монопольно высокая цена

Особое значение имеют выводы ВАС РФ о квалификации антимонопольным органом действий нефтяных компаний по установлению монопольно высокой цены в качестве злоупотребления доминирующим положением.

ВАС РФ, делая вывод о доказанности установления ОАО «ТНК-ВР Холдинг» монопольно высоких цен на товар, указал, что при отсутствии сопоставимого рынка для доказательства установления монопольно высоких цен на товар достаточно применения критерия, предусматривающего оценку необходимых для производства и реализации товара затрат и прибыли.

При этом ВАС РФ поддержал выводы антимонопольного органа об оценке установленной нефтяными компаниями цены на нефтепродукты путем анализа динамики повышения ими цен в четвертом квартале 2007 г. - первом полугодии 2008 г. при отсутствии экономических причин для такого повышения.

Указанные выводы, основанные на экономическом анализе динамики цен и условий таких изменений, имеют важное практическое значение для проведения антимонопольных расследований по признакам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены.

Подводя краткий итог анализу судебного толкования положений антимонопольного законодательства, сделанного в процессе рассмотрения данного дела арбитражными судами, хочу отметить, что реализация принятых ФАС России и подтвержденных ВАС РФ решений по факту нарушения нефтяными компаниями антимонопольного законодательства будет способствовать существенному развитию конкуренции на рынках нефтепродуктов в Российской Федерации и устранит возможные ущемления прав и законных интересов контрагентов вертикально-интегрированных нефтяных компаний.

Источник: Конкуренция и право