РГ-Дальний Восток: Колымских речников оштрафовали за злоупотребление доминирующим положением

Якутское управление Федеральной антимонопольной службы добилось в Арбитражном суде административного наказания для Колымской судоходной компании, отказавшейся организовать завоз топлива в три северных района.

Весной прошлого года предприятие, занимающееся в Якутии поставками ГСМ, предложило колымским речникам заключить договор об организации перевозок топлива в три района, расположенных на реке Колыме. Однако компания-перевозчик вернула проект документа без рассмотрения, указав, что будет принимать заявки для заключения отдельных договоров на каждую партию груза. Поставщику ничего не оставалось, кроме как подписывать соответствующие соглашения на предложенных условиях.

Ничего страшного из-за этого не произошло. Навигация на Колыме прошла успешно, все, что требовалось, успели завезти. Тем не менее в июне прошлого года УФАС Якутии возбудило в отношении судоходной компании административное производство, признав ее нарушителем антимонопольного законодательства.

- Дело в том, что на Колыме эта компания занимает доминирующее положение, - поясняет заместитель начальника отдела антимонопольного ведомства Лена Трофимова. - В три района Якутии (Нижнеколымский, Среднеколымский и Верхнеколымский) больше завозить топливо некому. Других перевозчиков там нет. При этом речь идет не просто о перевозках грузов, а о северном завозе в рамках очень короткой навигации. Здесь все должно быть четко расписано, малейший сбой может привести к тому, что топливо на Север придется доставлять наземным транспортом, а это приводит к его значительному удорожанию. В таких условиях компания-монополист просто отказалась брать на себя ответственность за организацию перевозок, хотя ее руководители прекрасно понимали: кроме них, заниматься этим здесь некому.

Представители речников попытались оспорить претензии УФАС в судебном порядке.

- Компания привела доводы о том, что публичным является лишь договор о перевозке грузов, а соглашение об организации этого процесса носит предварительный характер, - рассказывает заместитель руководителя УФАС Ольга Ярыгина. - По мнению речников, такой предварительный договор не регулирует отношения по фактическому передвижению грузов, лишь планирует их на будущее, а значит, перевозчику заключать его не обязательно. Однако эти аргументы полностью были отклонены тремя судебными инстанциями.

На этой неделе Арбитражный суд вынес окончательное решение, признав, что договор об организации перевозок наравне с договорами о непосредственной перевозке грузов является публичным. И если заказчик настаивает на этом, перевозчик обязан его заключить.

Теперь за злоупотребление доминирующим положением судоходной компании придется заплатить штраф в 443,5 тысячи рублей.

Для Якутии это решение имеет большое значение. Нередко возникают случаи, когда завоз грузов на Север оказывается под угрозой срыва именно из-за плохой организации. А спросить бывает не с кого.

Как отметили в республиканском управлении ФАС, это дело стало судебным прецедентом. Ранее подобные споры между юридическими лицами арбитражным судам России рассматривать не приходилось.